«Познер сказал безногому инвалиду все: для рейтинга это прекрасно»

Теленеделя с Александром Мельманом

Люблю Владимира Познера. И уважаю. Но за ним и его работой смотрю с критическим прищуром. Потому что люблю.

Вот он появился в жюри «Минуты славы». Может, сам захотел, а может, ему сказали: «Владимир Владимирович, надо!» А он отдал честь и сел. В жюри.

Теленеделя с Александром Мельманом

Заранее сказал: я буду говорить только то, что думаю. Ну, правильно, давно пора. Если нельзя говорить правду вождям, то можно хотя бы народу. Потому что в «Минуте славы» выступает именно он, народ.

Люди бывают разными. Есть даже те, кто без конечностей, одной или двух. Но они тоже люди и тоже хотят получить свою минуту славы.

Инвалид танцует с девушкой. Рената Литвинова в жюри возмущается. Но она, как жена Цезаря, вне подозрений. И вне морали. А Владимир Владимирович — светоч морали. И он тоже возмущается. Спокойно и благородно.

Вернее, отрывается. Потому что там, где он родился и где жил, провел свое детство и юность (во Франции и в Америке), кругом чертова политкорректность. Очень мощная штука на самом деле. Если видишь убогого, или транссексуального, или черного — не подавай вида. Или сделай вид, что он полностью здоров, абсолютно нормален в половом смысле и вообще, белый, как ты. И это правильно! Чертова политкорректность помогла избавиться американцам от многих фобий, комплексов. Однако родила другие.

Познер сказал безногому инвалиду все, что думает, не скрыл ничего. Ни своих сомнений, ни личного отношения к «потерпевшему». Для рейтинга это прекрасно: есть конфликт интересов на пустом месте. А для человека по фамилии Познер? Для зрителя?

В своей замечательной программе имени себя он спрашивает, прикрывшись Марселем Прустом: в каких случаях вы лжете? Если кто-то отвечает, что никогда не лжет, значит, он дурак. Ведь есть ложь во спасение, святая ложь.

Иногда лучше соврать, чем говорить. Говорить правду. Но Владимир Владимирович зачем-то решил не врать. Молодец! Но лишь только проявил свои фобии. Или подыграл телевизору. И то и другое ненаказуемо. Но лучше бы он просто помолчал.

Меньшов и голуби

Это и есть настоящее контрпрограммирование — Владимир Меньшов против Владимира Меньшова. «Москва слезам не верит» против «Любовь и голуби». 8 Марта, Международный женский день.

Этот человек нам сделал вечер. И сделал праздник. Возможно, он сделал всю нашу жизнь. Да, только вот этими двумя фильмами. Остальные, неподцензурные, снятые уже в демРоссии, не в счет, даже «Ширли-мырли». А вот это, когда на дворе был самый жестокий и липкий застой… Ну, осенило человека, и он создал шедевры.

Тот, кто считает 8 Марта совковым праздником, в абсолютном меньшинстве. А мы его любим! Чтим традиции. Уважаем наших женщин раз в год, так уж принято. И себя за то, что вдруг становимся джентльменами. На эти 24 часа, не больше. Но и не меньше.

Поэтому 8 Марта еще и мужской праздник. Олицетворением которого и стал великий режиссер земли русской Владимир Меньшов. И его Вера Алентова, конечно, Катерина, без которой ничего бы не вышло.

Как же нужно любить эту женщину, чтобы снять такое кино! Я смотрел одновременно эти два фильма, переключая каналы. Ведь наизусть уже знаешь, а гляди ж ты… «Не будет ничего: ни театра, ни кино, ни книг — одно сплошное телевидение»; «Людк, а Людк! Деревня!»; «Таким образом она дала понять, что для нее социальный статус выше, чем мой, личный статуса! Переведи»; «Я ей — Санюшка, а она мне — Митюнюшка»… Из этих цитат можно построить всю заметку. Или дом. Или нашу страну.

Могу сказать, почти как Флобер про мадам Бовари: «Катерина — это я». Точно также многие могут узнать себя в Гоше, дяде Мите, Надюхе, Маргарите Захаровне. В хоккеисте Гурине или в телеоператоре Рудике, неважно. Все это мы, один в один. Только вот не надо бы кастрировать фильм, убирая реплики, чтобы успеть вместе с анонсами и рекламой первую часть «Москвы, которая слезам не верит» довести точно к программе «Время». Нас-то уже на мякине не проведешь за почти что 40 лет. Насмотрелись!

Но это детали, мелочи жизни. Главное, что есть 8 Марта и есть Меньшов — лучший подарок мужчинам и женщинам всей бывшей великой страны.

Февральская контрреволюция

Похоже, Февральская революция, о которой так долго говорили большевики, оказалась никому не нужна. Сто лет в обед прошло, и гори она вся огнем. Не знали и знать не хотим. Не помнили, и до свидания. Нам только Великую и Октябрьскую подавай.

На НТВ прошел документальный цикл Владимира Чернышева «Революция live». Работа сделана большая, безусловно. Чернышев все тот же, не растерял формы. Осовремененная действительность как на ладони: все эти хэштеги в заголовках, фэйсбучный видеоряд — как доктор прописал.

Я боялся, не станет ли данный показ жестокой политтехнологией, громящей либеральную оппозицию. Все-таки «#маршнесогласных», «#мыздесьвласть» или «#романовдолженуйти!» звучат весьма подозрительно и бьют в одну точку. А тут еще эксперты прекрасные патриотичные, дальше некуда: Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Вадим Самойлов, друг Суркова. Но мои опасения оказались сильно преувеличенными — по форме, может, и издевательство, а по сути получился довольно объективный и глубокий фильм.

Настолько глубокий, что ТВ его не выдержало. И ведь старался Чернышев, так не хотел перегружать своего зрителя. Тонко вроде сработал как всегда. Но не вышло.

Каждая серия — как накрутка смыслов. Все сильнее и сильнее, глубже и глубже ввинчиваются в сознание. События в фильме развиваются непоследовательно, а параллельно, то есть время то и дело возвращается вспять, назад в будущее. Чернышеву изменила легкость, та самая, какая была у него в другом проекте, про распад СССР. Может быть, потому, что он сам был свидетелем, а в чем-то и участником этого распада. То есть там душа страдала, а здесь — просто картинка, пусть и высококачественная, все же сто лет прошло.

Не хватило вишенки на торте, «парфеновщины» в лучшем виде. Хотя Чернышев сам себе голова, сам себе стиль. И его голос, уникальный голос, как бы говорящий всем нам: «Ну, так случилось, что тут поделаешь, жаль». Та самая трагическая ирония, грустная улыбка истории.

Но этого оказалось мало для восприятия. Репутационный проект сделан на НТВ — это хорошо. Но не доделан, не доведен до кондиции. Слишком капитально, но без тонкости. Я грустно улыбаюсь. Как Чернышев.

Светлана Прекрасная

Возвращаюсь к 8 Марта. Потому что очень люблю женщин, не только Познера. Вот об одной из них маленький эскиз.

Есть на Первом канале Светлана Зейналова (не путать с Ирадой, она уже на НТВ). Ведет Светлана программу «Доброе утро», а теперь еще с Нагиевым «Голос. Дети». У нее роль второго плана. Там просто нужно говорить написанный кем-то текст. Или даже тобой написанный, неважно. Импровизации почти что нет. А есть только улыбка замечательная. И большие черные грустные глаза.

Но я Свету еще слушаю! Есть такая хорошая станция, где дают только наш русский до боли рок. И никакой попсы! Вот там она самовыражается по полной. И я теперь точно знаю, какая она на самом деле. Легкая, веселая, позитивная до невозможности. Она просто заряжает меня каждый божий день. А уж как дается ей эта радостная легкость и позитивность, знает только она сама. Вот именно ее мне хочется поздравить особенно: Светлана, вы замечательная! И спасибо за все.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27341 от 10 марта 2017

Заголовок в газете: Не врать!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру