Сотрудники 100‑й территориальной автомобильной военной инспекции каждый день выходят на улицы Москвы. В числе их обязанностей — контроль над безопасностью движения военного транспорта и обеспечение проезда воинских колонн. Среди военных полицейских — старший инспектор дорожно-патрульной службы прапорщик Екатерина Карамалак. На пост в районе Госпитальной площади она выходит вооруженная, как и сотрудники ГИБДД, жезлом, свистком и рацией. Место бойкое — рядом проходят трамвайные пути, возникают стихийные стоянки автомобилей.
— Наша задача предельно ясная, — рассказывает Екатерина. — Мы проверяем документы у водителей военных машин, осматриваем салон на наличие аптечки, огнетушителя. Следим, чтобы водители соблюдали правила.
Из-за поворота показывается «уазик» с черными военными номерами. Екатерина вскидывает палочку и легким, почти балетным круговым движением «дает команду» водителю остановиться на досмотр.
Собственно, военные водители ездят по тем же правилам, что и все остальные. Однако в салоне должны быть не только обязательные аптечка, огнетушитель и красный треугольник — знак аварийной остановки. Военные машины имеют свою специфику, поэтому, открыв заднюю дверь машины, инспектор проверяет и шанцевый инструмент — саперную лопату, топорик и пилу. Боец-водитель доволен: мало того что у него нет нарушений, так еще и остановила его симпатичная миниатюрная девушка, а такое бывает нечасто.
— Я уже привыкла, что водители, которых я останавливаю, всегда мне улыбаются, даже если я обнаруживаю нарушения: непристегнутый ремень или выключенный «ближний». В разговоре всегда шутят, говорят комплименты. Но при этом они стараются быть вежливыми и не пререкаться с инспектором, не допускают никаких фамильярностей, — рассказывает Екатерина.
Служит наша героиня уже девять лет. Родители военные, так что, как говорит Екатерина Карамалак, решила идти по их стопам. «Семейный бизнес», — шутит она. После окончания гражданского вуза твердо решила надеть форму. Кстати, у инспекторов она современная, вполне удобная и теплая.
Нужно отметить, что сотрудники военной автоинспекции проходят подготовку не только по своему непосредственному профилю работы. Екатерина обучалась на специальных курсах выживания вместе с другими военнослужащими-женщинами, где инструкторы показывали, как правильно вести себя в условиях дикой природы, разводить огонь и добывать пищу, используя минимум средств. Так что инспектора подготовлены на все случаи жизни.
— Прослужив уже достаточный срок, я считаю, что нахожусь на своем месте. Мы отвечаем за безопасность страны, и я ощущаю и свою долю ответственности. Может, это несколько пафосно звучит, но это действительно так, — делится Екатерина. — Тем более что в коллективе к женщинам-сотрудникам очень хорошее отношение.
Нужно сказать, что в 100‑й военной автоинспекции всего две представительницы прекрасного пола. Коллега Екатерины Карамалак — Анна Алексина, старший прапорщик, старший инспектор ДПС. Она тоже пришла в армию по семейной тропе. Свою службу начинала в Воздушно-десантных войсках во Пскове медработником, а недавно перевелась в военную полицию. Между прочим, на ее счету 27 прыжков с парашютом.
Анна обрабатывает документацию, в том числе и протоколы правонарушений. Работа хоть и кабинетная, но не менее важная, а порой даже и не без эксцессов.
— Знаете, как бывает, люди же разные все, и попадаются достаточно эмоциональные, скажем так. Однажды инспектора остановили машину, где ехал непристегнутый водитель — гражданский сотрудник. Он попробовал на месте поспорить, но, конечно, ничего не получилось, а когда пришел ко мне в кабинет и увидел меня, сразу заулыбался и стал извиняться. Вообще, мужчины при виде нас как-то подтягиваются и стараются работать лучше. По-моему, это хорошо, поскольку помогает службе, — делится своими впечатлениями Анна Алексина.
Анна считает, что женщина вполне может найти свое место в армии, главное, чтобы было желание. А если выбор профессии сделан верно, за мамой и папой тянется и младшее поколение.
— Сын решил стать суворовцем. А там, может, и пойдет на службу. Почему нет?
В том, что женщина не только может прекрасно справляться с военной службой, но и делать какие-то вещи даже лучше мужчин, уверена и сотрудник главка военной полиции — младший сержант Мария Илларионова, помощник начальника отдела профилактики правонарушений.
— Бывают разные ситуации. Например, военнослужащему необходима помощь грамотного психолога. И лучше всего тут справляются как раз женщины. К ним гораздо большее доверие испытывают те, кто находится в сложной ситуации. Там, где необходимо с людьми работать, женщина может лучше справиться, особенно в мужских коллективах.
Мария считает, что в военной полиции она нашла свое место в жизни.
— Коллектив у нас мужской, и, бывает, проскакивают некоторые словечки. Но мы боремся за чистоту языка и штрафуем провинившихся. Так что даже культурный уровень коллег повышаем, — улыбается она.
Круг интересов всех наших героинь отнюдь не ограничивается службой. Все они занимаются спортом, любят путешествовать. А Мария Илларионова в свободное время занимается декупажем (художественным оформлением бутылок). Это и красиво, и нервы успокаивает.
А спорт нужен военным полицейским не только для собственного удовольствия. Все сотрудники сдают нормативы, и женщины не исключение, правда, у них они немного снижены по сравнению с мужскими. Спортивная триада — выносливость, скорость и сила.
— Мы на военной службе, а значит, должны соответствовать предъявляемым к военному человеку требованиям. Если нормативы не будут сданы, то можно и с работой попрощаться.
Четвертая наша героиня — начальник группы отдела охраны Снежана Набздорова. Единственная женщина в военной полиции в звании полковника.
— По службе приходится общаться с мужчинами, которые младше меня по знанию, и никогда, в чем я уверена, ни я, ни они не ощущали каких-то трудностей.
Для Снежаны, как и для ее коллег, армия стала сознательным выбором — после школы она поступила в военный вуз. И, как сама считает, находится в своей колее — в армии она уже 22 года.
— Одна из моих задач — контролировать организацию охраны довузовских военных учебных заведений Министерства обороны. Кадетов, конечно, охраняют не военные, а частные организации. А наша задача — контролировать соответствие их работы нашим требованиям.
На рабочем столе Снежаны небольшой детский рисунок дочки. Это единственный признак, по которому можно судить, что здесь сидит не только офицер военной полиции, но и мама. В остальном все как у коллег-мужчин — документы аккуратно разложены по стопкам. Все симметрично и параллельно.
* * *
Может быть, это и прозвучит банально, но присутствие прекрасной половины человечества в армии действительно украшает ее. При этом красота проявляется не только в облике наших героинь, но и в самом отношении к службе, привычке делать все добросовестно и аккуратно.