В последнее время я все больше и больше убеждаюсь в том, что моя жена всю свою сознательную жизнь занимается не своим любимым делом! Она уже больше 20 лет лечит людей в поликлинике. Хотя, по моему глубочайшему убеждению, ей следовало стать ветеринаром. Шутка ли сказать — на 50 кв. метрах уживаются пять представителей семейства кошачьих и банда собак в количестве четырех штук во главе с английским бульдогом Нюшей! А если сюда добавить еще взрослую дочь и тещу, то компания у нас получилась довольно веселая.
Абсолютно черный котенок экзотической породы по кличке Кузя был четвертым. До его появления я, как и все обычные люди, был уверен, что дрессированных кошек можно увидеть только в театре Куклачева и нигде больше. Наши коты понимали только команду «кис-кис!» и никакой предрасположенности к дрессировке не показывали. Со временем Кузя превратился в шикарного черного кота с лоснящейся шерстью и азиатским прищуром желтых глаз. К тому же на момент своего совершеннолетия он научился выполнять команду «умри», или «лежать».
Теперь это его любимое дело. Он готов заниматься этим с утра до вечера. Лишь бы пакетик с вкусняшками оставался полным! Но есть в этом развлечении и обратная сторона медали: кот стал ужасным попрошайкой. Утром он уже «на посту». Приходишь домой вечером с работы — Кузя занимает место на подиуме, как бы говоря: «Хозяин, я тебя так долго ждал! Готов поработать на благо Царя и Отечества!». Оно и понятно, ведь за каждое выполненное задание кот получает вкусную подушечку, за которую готов продать хоть мать родную.
А начиналось все довольно просто. Кот меня вычислил. Он понял, что мне нравится баловать его лакомством, и тут же воспользовался моей слабостью. Как только в моих руках начинал шелестеть пакетик с кормом, Кузя ложился на поверхность антресоли и начинал кататься на спине, издавая на всю комнату свое фирменное «мур!».
Мне вдруг стало интересно его научить команде «лежать». Пошел я по пути наименьшего сопротивления — перед тем как кот упадет, я давал ему нужную команду, а лакомство экзот получал после того, как опять вставал на четыре лапы.
Сначала я попробовал пару раз. Не все вышло сразу так, как хотелось. Домочадцы надо мной посмеивались. После каждого не совсем удачного выступления моего подопечного дочь снисходительно улыбалась, теща по-доброму злорадствовала. Однако эти обстоятельства меня только подзадорили. Лишь жена полностью поддерживала мою инициативу и беззаветно верила в успех. И наконец через месяц состоялось первое наше с Кузей успешное выступление. Это был бенефис кота и, естественно, мой тоже. Посмотреть на состоявшегося артиста прибежали даже собаки.
Кузя был во всей красе. Он умирал на сцене. Катался на спине, вставал, опять ложился. Мне даже не нужно было ему что-то говорить, он подчинялся жестам. Успех был ошеломляющим. После выступления я был награжден праздничным ужином, а теща даже выделила по такому случаю мне особый доппаек.
Я не стал останавливаться на достигнутом, а пошел дальше. Пятый кот — это наш Семен Семенович. Он абсолютно лысый канадский сфинкс. Сейчас мы с ним работаем над командой «апорт», и у нас есть определенные успехи. Пока он приносит лишь обертку от конфеты. А жене недавно, как она говорит, приснился вещий сон. Звонок в дверь. Она открывает и видит на пороге белого пушистого котенка, который человеческим голосом попросил отвести его к ветеринару. Вот теперь и жду очередного сюрприза, а что он будет, это я теперь знаю точно.
Советы Юрия Куклачева
1. Совет первый: изучить свою кошку, понять, что ей нравится. «Дрессура» — неправильное слово, дрессировать — значит, подавлять. С кошкой этот фокус не пройдет. Она может делать только то, что ей по нутру. Если коту не нравится стоять на задних лапах, он этого делать вовек не будет. Вот и ищешь такую кошку, которой хочется стоять на лапах, другая будет спать в кастрюле, третья делать сальто... Вот от их «хотений» и надо отталкиваться в воспитании. Давить нельзя — она тебе такое устроит!
2. Ни в коем случае нельзя кошку обижать, не терпит в принципе никакого насилия, окрика. Ударишь — запомнит на всю жизнь.
3. Команды при обучении могут быть самыми простыми, теми же самыми, что и в цирке: «ап!», «оф!», «низззя!», но дело не в командах как таковых. Самое важное — тембр голоса: с кошкой надо разговаривать как с ребенком. Вот вы приходите домой в плохом настроении, но ребенка-то это не интересует совершенно. Так и с кошкой: говорить надо спокойно, по-человечески, а главное — со вниманием, с заинтересованностью, она это очень чувствует. Не терпит никакой фальши.
4. Команды должны сопровождаться понятными кошке игровыми жестами, с игры и надо начинать. Можно сделать «удочку» с мячиком из шерсти или из бумаги. Кстати, кошка, как мне кажется, запоминает даже больше слов, чем собака, а главное, чувствует те слова, которые ты еще не сказал. Только подумаешь: «А не накормить ли ее?» — а она уже бежит к холодильнику. Кошки — экстрасенсы, и это большой плюс при их воспитании.
5. Обучая кошку, надо помнить, что она от природы умеет гораздо больше, чем мы ей пытаемся привить — кошка прекрасный лекарь, снимает психофизическое перенапряжение, выравнивает давление. Кошка спасла все человечество от голода: если б не она, мыши и крысы все съели бы. О ее значимости надо помнить. Ведь в конечном итоге не мы кошек, а они воспитывают нас.