Вообще сейчас наша страна переживает эпоху поиска духовных скреп. Миллионы бросились хвастаться квасным патриотизмом, не удосужившись заняться изучением истории нашей страны или даже перечитать Пушкина из школьной программы: «Отечество почти я ненавидел». Десятки миллионов устремились к набожности, забывая при этом зайти в церковь и спросить у священника, как правильно относиться к той или иной церковной, духовной традиции. Я задал актуальные для «новых постящихся» вопросы одному из самых образованных богословов страны — отцу Всеволоду Чаплину.
— Начнем с того, что сейчас больше всего интересует многих. Как правильно входить в Великий пост? Просто перестать есть мясо или делать еще что-то?
— К вхождению в пост готовятся долго, — поясняет священник. — Для тех, кто не знает, напомню, что мясо нельзя было есть уже на прошлой Сырной неделе. Ну а тем, кто опоздал, я хочу сообщить, что это не страшно. Прежде всего нужно помнить, что пост — это не диета, не служение здоровью собственного тела. Это время молитвы и покаяния. В первые дни поста обязательно не что-то есть или не есть, а исповедоваться и причаститься. Выслушать в храме Покаянный канон и помолиться. Эти дни считаются особо строгими, но не потому, что чего-то там нельзя есть, а потому что богослужения лишены торжественных песнопений, и службы носят аскетичный характер. И это гораздо важнее, чем воздержание от мяса, рыбы и молока.
Вот таково мнение священника. Люди, которые ходят в храм, это знают. Как знают и главное: то, что кичиться своим постом нельзя. Поэтому те, кто действительно воцерковлены, скорее всего не стали бы отвечать социологам на этот вопрос. Пост — дело глубоко интимное. И похвастались своими планами, я думаю, только «диетологи». Да и при всем уважении к социологам я не уверен, что они имеют моральное право задавать такие вопросы.
А вот вопросы обывателей о правилах поста ставят в тупик даже священников. Например, на вопрос о том, можно ли целоваться в Великий пост, отец Всеволод сначала улыбнулся, а потом призадумался и ответ выдал не сразу.
Тут с точки зрения мирянина парадокс получается. Супругам — нельзя. Потому что для супругов это время воздержания от интимного общения. С другой стороны, братские объятия и поцелуи между христианами в храме (с совершенно незнакомыми людьми) не только не запрещены, но и положены.
Впрочем, использовать пост для восстановления физического и морального здоровья все-таки можно и нужно. Пост — это прекрасное время, чтобы примириться с теми, кого обидел, и избавиться от вредных привычек, от пустых развлечений.
— Если ты 49 дней не будешь смотреть глупые передачи по телевизору, то ты потом поймешь, что можешь от них отказаться в принципе, — полагает Отец Всеволод.
— А не смотреть телешоу по телевизору в пост обязательно или только желательно?
— Вот это как раз обязательно. Воздерживаться от развлечений в пост нужно.
И еще один парадокс традиции: молоко пить нельзя. А вино — пожалуйста. Правда, только по воскресеньям.
Но о том-то мы и говорим, что главное — не в этих условностях. Главное — понимать, для чего ты держишь пост. И уж точно знать, что — не ради гордыни, не ради похудания, не ради страдания от самоограничений.
— Что для вас лично самое сложное в Великий пост? — вопрос к священнику.
— Большое количество людей, которые хотят исповедоваться. Но пост не должен приносить трудностей. Это не период страданий, а период радости. Не случайно его называют весной духовной. Но это радость особая: тонкая, глубокая, молитвенная, непохожая на торжества или вечеринки. Это радость общения с Богом, а не радость преодоления себя. Пост — это не какие-то усилия ради того, чтобы утешить свою гордыню или позаботиться о здоровии тела. Такие усилия не приносят пользу, а только вредят тем, кто постится, чтобы помучить себя и похвалиться этим перед собой и окружающими. Пост — это время, когда сам Господь нас ведет по пути обновления.
Поэтому, дорогие два процента! Если для вас пост — это не радость, то не держите его. Ведь известно, что в Пасху вход в храм открыт для всех: как для постившихся, так и для евших колбаску, так и для тех, кто «сидел на диете».