Что, в «Поединок» никто больше ходить не хочет? Иссякла гвардия? Но это ведь прошлый век! Это раньше, когда война на территории братской страны только начиналась и нужно было отсечь весь негатив, экстремизм и прочую бандеровщину, именно так у нас и проходили все эти шоу. Но зрителям сладкая патока очень скоро стала надоедать. Вот тогда в совместные крики в теплой студии ввели «врагов». Весьма несимпатичных, не всегда умных — как доктор прописал. Стало интереснее: два врага и восемь наших. Кто победит? Дружба.
Пока Жириновский с Кургиняном совместно присоединяли Украину к России, поделили ее на губернии и взаимно восхищались друг другом, передача и закончилась. Ну неинтересно это! Если так дальше пойдет, то «Поединок» будет смотреть один лишь ваш героический телекритик.
XXI век на дворе, 2017 год, новые политтехнологии. Когда наши любимые пропагандисты говорят, что российское ТВ самое свободное ТВ в мире, я уже соглашаюсь. Ведь в какой-то момент несимпатичного Славы Ковтуна (но с доброй улыбкой) и прочих «жидонацистов» оказалось мало и тогда в наши бесчисленные «дискуссии» стали приглашать совсем уже отмороженных патриотов ридной Украины со злыми глазами и открытой ненавистью к России. И ничего, канает, только рейтинги становятся выше.
Наше политТВ не боится уже вообще ничего. Народ выдрессировали по полной программе. Он, народ, очень тонко и грамотно пропускает мимо ушей все, что говорят недруги, и откликается только на правду, русскую правду. Которую не задушишь, не убьешь. Свобода без границ и берегов. Разве вы увидите такое на УкрТВ? И на ПиндосТВ не увидите! Вот так у нас проявилась самая что ни на есть свобода слова в чистом виде. Пригласи туда хоть Навального, хоть черта в ступе — ничего не случится. Основы не рухнут, система не сломается, все будет так, как мы любим.
И для этого у наших ведущих есть один рецепт. Они так нежно, любя относятся к врагам своим (и нашим!), ну просто папы римские. Или члены РПЦ. Или доктора клиники Кащенко в палате №6. Те кричат, волнуются, переживают, чуть не плюются, а наши ТВ-работники пера и топора так мягко смотрят на них, по головке гладят: «Ну что ты, милый, успокойся. И тебя вылечат, и меня вылечат». Нас всех вылечит наше самое свободное в мире политическое телевидение.
Антоша и Коля были здесь
Вы читали Сашу Соколова? Я — да, читал. В той еще перестроечной «Юности». Получил сильное впечатление. Для кого-то бред сумасшедшего, поток сознания… Ничего не понятно, но так здорово! На самом деле это называется абсурдный реализм. Или реальный абсурд, кому как нравится.
На Первом показали фильм «Саша Соколов. Последний русский писатель». Нынешние первые русские писатели уже обиделись. Что и требовалось доказать! Мы же знаем, журналюги, как это делается. Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Заголовок — это самое главное.
Теперь спорят, почему последний? Да и последний ли? Что этим хотели сказать? А ничего не хотели, просто спровоцировали вас, бедных, на эту бурю в стакане воды. Авторы (Антон Желнов и Николай Картозия) говорят: мы нашли писателя-отшельника, он же ото всех скрывался. Тоже натяжка: достаточно было просто вспомнить, что был (есть!) такой писатель, очень талантливый. Сообщение о его смерти оказалось не просто сильно преувеличенным, его вообще не было. Значит, он жив! Дальше звонишь по телефону, влезаешь в Интернет, находишь, мягко стелешь, и он соглашается! Канал покупает тебе билет на самолет, и вперед, в Канаду! Вот и все кино.
Нет, конечно. Кино на этом только начинается. Он не пишет уже долго-долго, почти как Сэлинджер. Выглядит прекрасно, хоть ему и 73. «Красиво стареющий господин», — это голос за кадром.
Его выделил сам Набоков, не любивший Бунина и Бродского. Да, Владимир Владимирович рекомендует…
Продвинутые товарищи разочарованы: ну и что? Да, писатель Соколов не сидел в тюрьме (только в психушке), не гнил в лагерях, не писал письмо «Вождям Советского Союза». Не заступался публично за узников совести, да и сам им не был. Не состоял в редколлегии разогнанного «Метрополя». Ему в спину не орал генсек. Саша просто взял и уехал, не сказав никому ни слова. Пропал, скрылся из виду. Потому что его и не искали.
Обычная история русского писателя, ничего нового, никакой сенсации. Здесь важно, как сделан этот фильм. Легко, современно, кажется, без напряга. Очень актуально и иронично. Между строк — весь советский культурный бэкграунд. И жизнь одного писателя, последнего русского.
В этой легкости весь цимес. Потому что Саша Соколов именно такой летучий, как пушинка. Потому что он Саша. Вам хочется драмы, трагедии? Это пожалуйста, сколько угодно, можно было сделать и так. Но последний русский писатель не хочет плакать о своей загубленной судьбе, не хочет просить прощения, в чем-то каяться. Он не любит пафоса и громких слов. Он просто Саша.
Но авторы… Счастливые авторы. Один — Картозия — руководит веселым телеканалом, главной заслугой которого помимо сущей развлекательности стала «летучая» атака на московские рестораны. Оказалось, для либеральной общественности это так же страшно, как покушение на свободу, равенство и братство. Но в свободное от основной работы время Картозия еще и починяет примус. Или пишет музыку. Для души, потому что он очень культурный человек. Вот и появился после фильма о Бродском фильм о Соколове.
С Желновым та же история. Трудясь из последних сил на героическом, но мало кому доступном канале («непогода нынче в моде»), он тоже хочет чего-то небесного, возвышенного. Хочется высокой культуры общения и вообще. И вот оба эти одиночества встретились на площадке Первого. Такая вот самореализация.
В конце идут титры. Там Антоша Желнов и Коля Картозия благодарят некоего всем известного Костю. Они сделали фильм про писателя Сашу Соколова и очень рады данному факту. Ну а Саша Мельман про это написал. Только и всего.
Человек, который не смеялся
Что случилось с Гариком Мартиросяном? У него стало меньше волос? Ерунда, у меня их тоже меньше. Нет, с ним случилось более страшное: он разучился шутить.
Намедни пришел к Ивану Урганту, погрузился в удобный диванчик, открыл рот и… Ничего. Птичка не вылетела, фокус не удался, зритель не рассмеялся. Ну как такое могло произойти?
Ведь мы знаем Гарика. В «Прожекторперсхилтон» он порой был даже более остроумным, чем Ургант со Светлаковым. Интересен, глубок, точен. Зашифровывал смыслы, но не хамил при этом. «Пэрисхилтон» не стало, а Гарик уехал на свою малую родину — на канал ТНТ, в «Комеди клаб». Но тоже не в кадр, а как продюсер. То есть начал деньги доставать.
Видно, это дело невеселое. Наверное, тут надо быть чисто конкретным, 90-е недалеко еще от нас ушли. Прагматичным и очень-очень серьезным. Тогда, может, тебе дадут.
Гарик давно не тренировался, факт. А это как у спортсменов: уходишь из большого секса… тьфу, спорта, сразу пузико растет, одышка. Все, ты уже не боец.
Шутки в сторону, готовиться надо, тренироваться. А иначе какой смысл приходить в «Вечерний Ургант», самую веселую программу страны.