Студентов-целевиков будут наказывать рублем за отказ от работы на предприятиях

Трудоустройство по заказу

Плюсы и минусы целевого образования — когда предприятие отправляет студента для обучения в вузе с последующим трудоустройством — активно обсуждается сейчас специалистами и чиновниками. Глава Минобрнауки Ольга Васильева предлагает внести поправки в закон «Об образовании» и Бюджетный кодекс, чтобы после окончания вуза студенты-целевики отрабатывали потраченные на них средства в школах и на предприятиях, а не сбегали в другие, более прибыльные сферы. А представители образовательной общественности считают, что данные поправки могут поставить крест на целевом образовании в стране.

Трудоустройство по заказу
Фото: агнт москва

Система целевой подготовки и распределения была основой образовательной системы в СССР. Тогда практически каждый выпускник автоматически трудоустраивался по специальности, а в регионах не возникало проблем с кадрами. В 90-е годы после массового закрытия предприятий целевое образование практически умерло.

Однако сегодня в некоторых отраслях, в отдаленных регионах, деревнях и селах оно по-прежнему необходимо и востребовано.

В среднем каждый год по программам целевого приема и целевого обучения проходят подготовку около 250 тысяч студентов. Абитуриенты-целевики поступают в вуз по отдельному конкурсу. Как правило, средний балл ЕГЭ, необходимый для поступления, у таких студентов намного ниже, чем среднероссийский, поэтому поступить им гораздо проще. К тому же если на обычные места в вузах по стране в среднем претендуют 8 человек, то в последнее время конкурса на целевой прием нет как такового. Основная идея целевого обучения в том, что после получения образования выпускник должен отработать на определенном предприятии не менее трех лет либо вернуть деньги, потраченные на его образование.

Однако, по словам Дмитрия Медведева, в данный момент система целевого обучения нормально не работает и выпускники отлынивают от целевой работы после окончания вуза.

«Сейчас приблизительно в половине договоров о целевом приеме для молодого специалиста не предусмотрены меры социальной поддержки, а в большинстве случаев в таких соглашениях вообще не указан срок, в течение которого выпускник обязан отработать на предприятии. То есть это, по сути, профанация. Получается, что трудоустройство вообще не предполагается или можно отработать фиктивно, хоть один день. В результате бюджетные деньги потрачены, а та или иная государственная структура, школа или больница так и не дождались молодого специалиста», — отметил премьер.

Министр образования и науки Ольга Васильева в свою очередь полагает, что многие проблемы целевой подготовки можно решить, введя поправки в закон «Об образовании» и Бюджетный кодекс, касающиеся договоров на целевое обучение.

«В основе должен лежать трехсторонний договор, заключаемый между образовательной организацией, заказчиком и абитуриентом. Заказчик обязан трудоустроить выпускника в организации, указанной в договоре, на должность, соответствующую уровню полученного образования. А студент после окончания обучения должен в течение не менее трех лет отработать в организации на условиях, прописанных в договоре. За неисполнение обязательств по трудоустройству с гражданина взимается неустойка, штраф в размере средств, затраченных бюджетом на целевое обучение», — отметила министр.

При этом представители вузов, участвующие в программах целевой подготовки, отмечают, что нередко с проблемами сталкиваются и сами студенты. Зачастую после окончания обучения им попросту не находится места в школе или на предприятии либо им предлагают такую зарплату, на которую просто невозможно выжить. По сути, активно участвовать в данном вопросе должны сами предприятия. Однако в последние годы они все реже присылают запросы на целевые места. Очень много случаев, когда после окончания обучения студенту отказывают в работе, для которой он 5 лет и готовился, и отправляют ждать вакансии на неопределенный срок.

«В нашем вузе в последние годы возрастает количество желающих обучаться по целевой программе, а затем работать учителем в школе, — говорит специалист отдела развития образования ГСГУ Валерия Ковшина. — Проблема в том, что со школами очень трудно заключить договор, так как они не могут спрогнозировать, какие учителя им будут нужны через несколько лет. Кроме того, после перехода на систему бакалавриата у выпускников возникают большие проблемы с зарплатами. Ставку специалиста можно получить только после окончания магистратуры, а учитель-бакалавр получает в том же Подмосковье всего 12,5 тысячи, в других регионах эти цифры еще ниже. Естественно, видя такие зарплаты, выпускники всеми возможными способами увиливают от работы и идут в другие, более денежные сферы. Если студенты будут знать, что обойти закон невозможно, они просто перестанут идти на целевое обучение. Ведь за 5 лет многое меняется и в стране, и в головах студентов. Кто-то через 2–3 года понимает, например, что выбрал не ту профессию, а деньги нужно возвращать. Возможно, стоит заключать договор на целевое обучение не до приема в вуз, а на 2–3-м курсе, с теми, кому это действительно нужно для работы, а не для поступления вне конкурса».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27317 от 6 февраля 2017

Заголовок в газете: Трудоустройство по заказу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру