Честно говоря, боялся, что основательно закоченею, ожидая петербургских гостей: их прибытие намечено на 8 часов, но дорога-то дальняя, да еще груз столь необычный, – можно ли тут надеяться на пунктуальность?! Однако опасения оказались напрасными. Морозное утро пятницы только-только просветлело, когда на территорию Трамвайно-ремонтного завода въехал тягач, который тащил на прицепе-платформе угловатую «коробку» – старый трамвай непривычного для москвичей вида.
– Как добрались? – спрашиваю у командующего этим «караваном» петербургского реставратора Алексея Гонтарева.
– Нормально! Выехали из Петербурга вчера часов в 6 утра. Конечно с таким грузом на платформе по трассе не гнали. Сделали несколько остановок для отдыха, и вот – суток не прошло! – мы здесь.
Теперь самое время сделать паузу в репортаже и рассказать о материальной составляющей нынешнего петербург-московского обмена.
Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга передал своим коллегам из музея «Московский транспорт» трамвай МС-4. Обозначение расшифровывается как «моторный стальной четвертой модификации». Такие выпускались на Путиловском (Кировском) заводе в 1932-1933 гг. В общей сложности было собрано несколько сотен штук. «Путиловские» вагоны на протяжении долгих лет были весьма распространены в северной столице. МС-4 обслуживали пассажирские линии также и еще в некоторых городах страны. Однако Москва обходилась продукцией других заводов. К настоящему времени в коллекции петербургских транспортников сохранилось около десятка «четвертых». Часть из них используется для экспонирования в музее, для регулярно проводимых трамвайных экскурсий в стиле ретро... А несколько экземпляров хранится «про запас».
Из этого запаса один «моторный стальной» был летом 2010 года передан в Волгоград. (Еще задолго до того, в 1970-м «фирменный» ленинградский вагон презентовали трамвайному музею в Амстердаме.) А теперь питерцы решили поделиться своим «эксклюзивом» с московскими коллегами. Согласно достигнутой договоренности, взамен из «закромов» «Музея транспорта» отдают для отправки в Петербург столичный раритет – грузовой троллейбус ТГ-3. Такие выпускались на одном из московских заводов в начале 1960-х.
Трамвайный вагон решили везти на трейлере. Чтобы организовать перевозку столь крупногабаритного груза, понадобилось изрядно похлопотать. Но наконец все проблемы позади. МС-4 благополучно завершил свой междугородний рейс.
...Тягач развернулся на дальней заводской площадке, где проложены многочисленные рельсовые колеи и «припарковал» свой прицеп точно на одну из них. Теперь питерцам и встретившим их коллегам из музея «Мосгортранса» предстояла не самая простая разгрузочная операция. Трамвай-«старичок» – весьма потрепанный на вид, – нужно при помощи крана приподнять над платформой и потом поставить на рельсы.
– Вес вагона 11 тонн, длина более 6 метров, – уточняет Гонтарев. – МС-4 работали в нашем городе вплоть до конца 1960-х, а в отдельных случаях их использовали для перевозки пассажиров даже в 1980-е годы. Эта конкретная машина после снятия с линии была переоборудована в служебный технический вагон. У трамвая два поста управления – спереди и сзади, так что ему не требуется разворотный круг или треугольник на конечной станции.
«Четвертый» зацепили тросами за специальные грузовые уголки, предусмотренные на его раме, к крюку подъемного крана. – «Вира!» – Тросы натянулись, раздался негромкий «ревматический» хруст в «суставах» старого трамвая, он оторвался от платформы трейлера и завис, чуть покачиваясь, в нескольких десятках сантиметров над ней. Тягач быстренько выкатил платформу прочь, и теперь оставалось только аккуратно опустить МС-4 на рельсы. Раз-два – готово! «Приезжий» ретро-вагон «встал в колею» рядом с несколькими другими еще не отреставрированными старыми трамваями из запасников музея «Москвский транспорт», хранящимися на территории ТРЗ.
– Замечательно, что в нашей коллекции появился трамвай, который пережил блокаду Ленинграда. Теперь ему предстоят большие реставрационные работы, – поясняет сотрудник музея Владислав Карганов. – МС-4 придется разбирать, заменять некоторые металлические и все деревянные элементы, заново делать наружную и внутреннюю обшивку... Еще нужно найти отсутствующие узлы и конструкции, – конечно, мы надеемся здесь на помощь наших товарищей из Петербурга. В ближайшее время восстановление этого трамвая не начнется: по плану на очереди другие ретро-вагоны. Однако возможно в 2018-м специалисты «Мосгортранса» займутся питерским ветераном, и он уже в недалеком будущем примет участие в столь популярных среди москвичей парадах старых трамваев.
Между тем погрузочно-разгрузочные работы продолжаются. На освободившуюся платформу аккуратно закатывают «обратный груз» – тот самый исконно московский грузовой троллейбус ТГ-3, доставленный «Мосгортрансовским» тягачом на территорию завода. Уже сегодня петербургский «караван» отправится с ним в обратный путь.