Последними, кто буквально вчера поссорился из-за хиджаба, стали Ольга Юрьевна и Рамзан Ахматович. Первая, в роли министра образования России, решительно против хиджаба, второй как глава Чеченской Республики — жестко за.
Васильева на пресс-конференции, посвященной итогам 2016 года, заявила: «Я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой стараются подчеркнуть свое отношение к вере… У нас светский характер образования».
А Кадыров в своем Инстаграме ей в ответ: «Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?»
Васильева: «Несколько лет назад Конституционный суд принял решение о том, что хиджабам как подчеркивающим национальную принадлежность не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен Конституционным судом несколько лет назад». Кадыров: «Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей… Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами». Вот так, короче, и сцепились. На пустом... Нет, наоборот — на покрытом платком месте. А ведь взрослые вроде люди...
Хиджаб. Школа. Дети. А может быть, начать обсуждение этого вопроса с мнения детей? Может, именно у них спросить, что для них хиджаб? На собственной голове? На голове одноклассниц? Ведь школа — это в первую очередь их дом.
Но, скорее всего, дети вопросу такому удивятся. Вряд ли они рассматривают, что, скажем, на шее у одноклассников, не говоря уже о других частях тела. Да и к платку на голове привыкают быстро и просто перестают его замечать. Им же главное, чтобы человек был хороший: открытый, интересный, не закладывал бы, подсказал, когда надо, надежным был, честным. Своим, короче, из самого настоящего детства. И не задача ли школы — следить, чтобы дети были именно такими, а в противном случае подключать для работы с ними психологов, классных руководителей, да и просто сотоварищей?
И вообще, в хиджабе ли проблема? Не в его ли отсутствии? Не там ли корень зла, где без хиджаба в школу ни в коем случае нельзя, иначе, условно говоря, камнями закидают? И не спросить ли у Кадырова, к примеру, а можно ли к нему в дом заходить тем подружкам дочерей, которые в силу другой религиозной принадлежности хиджаба не носят? И не притесняют ли таких девчушек в той школе, где учатся дети главы Чеченской Республики? Или таких там попросту нет? Ибо дети как наиболее пластичная часть общества всегда примут на веру то, чему их учат взрослые, особенно в том случае, если плохое усваивание материала карается отторжением ровесниками и насмешками учителей. Может, нам стоит подумать не только о том, уместно ли ношение хиджаба там, где мусульманка одна на весь класс, но и озаботиться вопросом, комфортно ли носить крест на шее под распущенными волосами в тех школах, где большинство девочек — в платках?..
Вопрос формы решить просто. В конце концов, каждая школа может внести в свой устав требования к внешнему виду ученика. Наверное, главное, что там должно быть прописано: приличная длина юбки для девочек, недопустимость шорт и джинсов для мальчиков, отсутствие декольте и прозрачных сеток, присутствие пиджака и галстука, определенный цвет школьной одежды. Добавить туда требование к головному убору мусульманок не сложно. В конце концов, многие виды хиджабов выглядят вполне по-светски. Дело-то ведь не в платке на голове, а в том, что под платком, в этой самой голове у ребенка. А там у него то, что туда заложили взрослые.
Давайте не будем запрещать в школе платки на голове для тех детей, кому без них некомфортно. Ведь если сегодня мы потребуем от мусульман снять хиджабы, а завтра от христиан — ради социальной справедливости — нательные кресты, то что послезавтра делать мальчикам-евреям?..
Но вот зачем мы просто обязаны следить — это чтобы между детьми не было религиозных противоборств. Ведь из детей потом вырастут те самые взрослые, которые будут решать свои проблемы уже совсем не по-детски, когда можно просто дернуть на перемене за платок мусульманскую девочку и получить в ответ линейкой по лбу.