Светлое помещение, сорок компьютеров, стоящих рядами. За каждым из них — оператор, на экране — машина потенциального нарушителя. Фотографии приходят прямо с камер видеонаблюдения. Здесь происходит первичная обработка информации: отсеиваются фотографии с нечитаемыми номерами или с неопознаваемыми автомобилями. На обработку одного фото уходит пять-десять секунд.
— Происходит корректировка недостатков, которые есть в камерах, — рассказал руководитель дирекции фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения Евгений Леглер. — Потом данные передаются уже в ГАИ.
Всего в отделе работают 209 сотрудников. За одну смену — 12 часов — они должны обработать 220 материалов. «Нормальная нагрузка — 3200 фотографий в день, но мы ее снизили почти на 30%», — говорит Леглер.
Постановления за тень на двойной сплошной — это ошибка. Причем и камеры, и оператора, и сотрудника ГАИ.
— Под вечер, бывает, уже все сливается перед глазами, и возникают проблемы со зрением, — говорит оператор Наталья. — Работа очень кропотливая... Хорошо, что нам три месяца назад увеличили фотографии с автомобилями. Раньше они были в два раза меньше, качество хуже, разглядеть машину было сложно. А самые сложные случаи в нашей работе как раз связаны со временем суток. Потому что ночью или под вечер сливается марка машины или ее номер. Сейчас таких фотографий отбраковывается уже меньше, подсветка камер стала лучше.
Работа кажется элементарной. На экране перед оператором черно-белое фото автомобиля. Камера считывает номер, он высвечивается ниже. Первым делом нужно сверить этот номер и тот, что виден на фото. Зима, весна и осень играют нарушителям на руку: номера часто бывают грязными и прочитать их — нельзя. Поэтому нарушений «отбраковывается» больше.
Следующий шаг — проверить марку машины. Здесь таится проблема: марку оператор должен определить самостоятельно. Сделать это сложно: на экране могут быть похожие машины с похожими номерами. Тогда штраф действительно может прийти не тому нарушителю.
— Иногда сливаются буквы М и Н, О и С, — рассказывает Наталья, — машины могут быть похожи. Задача оператора — заметить разницу.
У нарушений есть своя сезонность. Летом водители хулиганят больше, план у операторов вырастает. Зимой же, наоборот, нарушений меньше, и у водителя чуть больше шансов, что его ошибка останется незамеченной. Хотя ЦОДД отметил, что 1 января этого года число превышений скорости движения выросло в 20 раз — кто-то неплохо отпраздновал Новый год.
Зимой москвичи не хотят стоять в пробках, поэтому объезжают заторы, не считаясь с правилами разметки. Летом же в лидерах лихачи — пробок меньше, и люди едут быстрее. Рекорд ЦОДД — 298 километров в час, которые выжал на МКАДе некий «Ниссан».