— Это был штраф за превышение скорости, я оплатила его со скидкой, но в ГИБДД не увидели платеж и отправили приставам. Через какое-то время мне пришло SMS, что на карте арестована сумма 500 рублей. Я поехала к приставам, отстояла «хвост», в итоге арест со счета сняли, — делится своей историей москвичка Мария.
Она не одинока. По социальным сетям мгновенно разлетелись фотографии гигантских очередей, которые тянутся к районным отделениям службы судебных приставов. Истории как под копирку: на руках у водителей имеются оплаченные штрафы, по которым возбуждено исполнительное производство.
— Мой муж ездил к приставам в декабре, чтобы разобраться с повторно пришедшим штрафом за превышение скорости. Мы отправили все сканы квитанций, подали обращение с требованием закрыть дело. Был получен ответ «отказать» (без объяснения каких-либо причин), так что ему тоже пришлось ехать, вставать в очередь. Пристав дала совет не оплачивать штрафы сразу, выждать неделю, — рассказала Александра, живущая на западе Москвы.
Суть проблемы в том, что заплаченные деньги (на портале госуслуг или в банке) просто «потерялись» где-то по дороге. Как это могло произойти, объяснил в беседе с корреспондентом «МК» адвокат Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России:
— Выписывать штрафы за нарушения дорожного движения у нас имеют право три организации — это ГАИ, Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) или Администратор московского парковочного пространства (АМПП), в зависимости от типа нарушения. Если водитель заплатил деньги, они ушли на счет одной из этих организаций, которая должна передать данные в единую базу ГИБДД. Когда информация не передана или произошел сбой, человек продолжает числиться должником, и тогда ГИБДД передает данные в службу судебных приставов, которые списывают деньги с карты либо требуют заплатить, если нет карточки. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы никакие штрафы не могли быть списаны без решения суда.
Как свидетельствуют показания очевидцев, практически все «всплывшие» штрафы относятся к 2015 году — соответственно, к этому времени и относится, скорее всего, сбой системы.
«Через портал госуслуг получил уведомление о возбуждении исполнительного производства, вынесенного судом. При этом суд был без меня, уведомление не присылалось. Идентифицировать штраф было невозможно. Пришлось ехать в ФССП и на месте выяснять, какой же штраф, по мнению пристава, не оплачен. Выяснили за две минуты. Дали электронную почту, куда я прислал квиток об оплате штрафа в 2015 году. Что это? Нежелание работать? Пропала база данных об оплате штрафов? Не понимаю», — возмущается один из пользователей соцсети.
По словам нашего источника в ГИБДД, причин, приведших к массовому списанию денег, может быть несколько.
— В настоящий момент каждому штрафу присваивается свой индивидуальный номер, под которым он должен попасть в базу. И первый нюанс заключается в том, что при внесении инспектором постановления с мобильного планшета может произойти сбой — из-за проблем со связью, из-за человеческого фактора. Тогда постановление не проходит по базе. И соответственно, когда нарушитель оплачивает штраф, деньги просто повисают в воздухе — они «не видят», к какому постановлению присоединиться.
И это не все. Следующая причина — отчасти вина самих нарушителей. Если недобросовестный водитель оплачивает штраф не вовремя — превышает срок, — то его материалы уходят в службу судебных приставов. И они начинают производство дела.
— И тогда уже не важно, оплатил ты или нет, — объясняет наш собеседник, — материалы ушли. Допустим, нарушитель оплатил штраф, хоть и с опозданием. По логике, дело должны закрыть. Но не существует совместной базы данных ГИБДД и судебных приставов. Поэтому, даже если водитель оплатил штраф, приставы этого не видят — базы же разные. И после этого блокируется карта или взимаются средства.
Но вряд ли все попавшие в очередь — злостные опоздавшие, а все выписывающие постановление инспекторы как один допустили ошибку. Это похоже на сбой в налаженной системе.
— Если говорить о системе взаимодействия МАДИ, ГИБДД и АМПП, то между МАДИ и базой гаишников связь отсутствует. И приходится людям идти к ГИБДД и разбираться самим.
— Какими нарушениями занимается МАДИ?
— Неправильная стоянка-остановка на дороге в том числе.
— То есть информация об оплате этих нарушений просто не доходит до ГИБДД и водитель получает повторный штраф?
— В большинстве случаев. Если говорить об АМПП, то такие ситуации возникают реже.
По мнению нашего собеседника, проблему может создать и банк, в котором автомобилист решил оплатить «письмо счастья».
— Если банк коммерческий, «непонятный», то оповещение об оплате может и не дойти до ГИБДД. Это же столько работы — отправить документы, отвезти их… У Сбербанка есть договор с ГИБДД, уведомления приходят на автомате.
На банки грешили и сами гаишники. Как написал в социальной сети один из пострадавших: «…только вернулся из центрального ГАИ. Менты валят на банки, типа в базу не внесли, и платежи повисли». Как объяснил «МК» руководитель банковской секции Союза защиты прав потребителей финансовых услуг Михаил Беляев, такая версия имеет право на существование.
— ГИБДД выписывает штрафы, человек идет в банк, оплачивает штраф, который потом по банковским каналам поступает на счет. Думаю, что проблема в том, что в ГИБДД от банков не приходило подтверждение об оплате штрафа. Некоторые банки просто не считают нужным это делать, у нас же не все правила соблюдаются неукоснительно. При этом банки за это не штрафуются, их никто не накажет. Если бы была отчетность перед Центральным банком...
По комментариям спикеров, складывается ощущение абсолютного бардака: система может сбоить как угодно и когда угодно, а участники и инициаторы сбоя не несут никакой ответственности.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ВЫНУЖДАЮТ ЗАПЛАТИТЬ ШТРАФ ПОВТОРНО?
— Если деньги списаны с карты, то их списала ФССП, — говорит Леонид Ольшанский. — Нужно ехать к приставам и выяснять, писать заявление на имя начальника районного отделения. Мол, вот квитанция, ксерокопию прилагаю. Прошу признать повторное списание незаконным и вернуть деньги.
В случае, если виноват все-таки банк, Михаил Беляев советует писать жалобу в службу по защите прав потребителей и миноритарных акционеров. Именно это ведомство разберется в вопросе и накажет нерадивый банк.
Отделы службы судебных приставов, в свою очередь, увеличивают время приема, чтобы спорные вопросы разрешались быстрее.
— С 24 января отделения №№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6 будут осуществлять прием всех обратившихся в отдел в понедельник с 9.00 до 13.00, в среду с 14.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 13.00, — сказали нам в пресс-службе ФССП.