Вся история изначально могла бы стать основой для нового романа Кафки. Человек читает на городском фестивале лекцию о видах йоги. А другой человек за два дня до фестиваля пишет в полицию донос – ему кажется, что там «будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения "Сознание Кришны" с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр». Автор заявления просит принять меры по недопущению нарушения действующего законодательства и привлечь виновных к ответственности. Полиция рвется в бой, их жертвой становится Дмитрий, успевший прочитать лекцию в течение сорока минут. Его насильно везут в отделение, позже составляют протокол, дело передают в суд. Обвиняют в нарушении пункта 2 ст. 24.1 и п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях». В этих статьях говорится, что граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий.
Ничего подобного у Дмитрия не было. Но разве должно было быть? В своей лекции он не выступал от имени какой-либо организации, не упоминал ее названия и, соответственно, не мог преследовать целей вовлечь в ее состав новых участников. Также в Законе разъясняется, что миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется только в определенных местах: в культовых помещениях, в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях. Говоря простым языком, в Лофте на Лиговском, где и был фестиваль, осуществлять миссионерскую деятельность запрещено. Вот если бы встреча была назначена в паре километров отсюда, на Волковском кладбище, вопросов бы не возникло...
Только причем здесь вообще миссионерская деятельность? Закон определяет это понятие как деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного объединения, в целях вовлечения их в состав участников религиозного объединения. На суде адвокат смог доказать, что лекция Дмитрия носила академический, а не религиозный характер. И это было очевидно с самого начала.
Если все то, что было рассказано в рамках фестиваля, служители Фемиды посчитали бы противозаконной деятельностью, то мы могли бы забыть о понятии «свобода вероисповедания». И даже если официально она считалось бы таковым, по факту любой, кто захочет донести до людей знания об иных религиях, отличных от Христианства, рискует оказаться под следствием. Слышали вы хоть раз о задержаниях православных священников, выступающих в общественных местах? Мы тоже нет.
Как написал на свой страничке в соцсети автор доноса на организаторов фестиваля Наиль Насибулин, «простое административное дело стараниями либеральных СМИ и различных "правозащитных" организаций превратили в громкий политический процесс . Я прошу всех неравнодушных прийти и поддержать меня в этом искусственно распиаренном суде!». Мужчина жаловался, что на первое заседание, пришло огромное количество последователей различных ветвей кришнаитского движения, а также «представители раскольнических и псевдорелигиозных организаций». Но ведь в том и дело, что пока в нашей стране есть свобода вероисповедания, мы можем верить хоть в Кришну, хоть в Будду, хоть в барабашку, который живет под кроватью. И уж тем более никто не имеет право судить людей за ознакомительные лекции о признанных мировых религиях, прочитанных на согласованных мероприятиях. Хотя допускаю, что теперь Насибулин и подобные ему «защитники» общественной безопасности будут более тщательно выбирать жертв. Антитеррористический закон принят, а значит нужно будет продемонстрировать его в действии.