- По официальной статистике в целом во всем мире люди стали меньше курить. Вы ей верите?
- Конечно. Есть объективные данные по 88 странам мира, в которых правительство приняло меры борьбы с табаком. Особенно эффективно сработал запрет на курение в общественных местах — именно благодаря ему большинство курильщиков принимали решение отказаться от вредной привычки.
И в целом привлекательность табака у людей снизилась. Поменялось восприятие - появился новый взгляд нового поколения на жизнь. Я не могу сказать, что, к примеру, через 5 лет число курильщиков уменьшится вдвое или втрое, а через 10 их совсем не будет. Но! Во всем мире люди бросают курить даже стремительнее, чем мы могли бы наедятся. Нет оснований полагать, что Россию этот тренд не коснется.
- Вы про Россию сейчас говорите аккуратно. А разве она не в тройке стран-лидеров по борьбе с курением?
- Да, она входит в тройку вместе с Вьетнамом и Бангладешем. А принятый в вашей стране антитабачный закон признан одним из лучших в мире. Россия сделал большой шаг и это было неожиданно для всех нас.
-Почему неожиданно?
- Потому что у России был имидж одной из самых курящих стран. Теперь мы полагаем, что она может выйти на передовые позиции в борьбе с курением.
- К примеру, приравняв курение к правонарушению? Вы поддерживаете такую инициативу?
-Нет, не поддерживаю. У нас нет цели сделать курильщика нарушителем (это ложный путь, тем более что многие испытывают зависимость, то есть больны). Это было бы совершенно новое для мировой практики. Даже в Бутане наказывается не само курение, а продажа табака. То есть если человек привез сигареты из-за рубежа и курит их — это не правонарушение.
- Воз поддерживают идею продажи сигарет только по рецепту и только в аптеках?
- В аптеках не может продаваться смертоносный товар. Не представляю себе сигарет, лежащих рядом с лекарствами. Мы поддерживаем идею вообще не продавать сигареты нигде. Торговля табаком должна стать анахронизмом.
- Планирует ли ВОЗ провести 2017-ом году в России какие-то исследования, связанные с табаком?
-Сейчас мы проводим глобальный опрос взрослого населения (год назад был такой среди подростков), который планируется завершить к марту 2017-ого года. Последний опрос взрослых в стране был девять лет назад и лег в основу «отрезвления»: его результаты были столь страшны, что все поняли о необходимости принятия срочных антитабачных мер. Сейчас мы ходим сравнить данные нового опроса с тем, чтобы понять, что произошло за эти 9 лет. Хотим также сопоставить данные с другими странами. Что касается исследований медицинского или биологического характера — они не актуальны. Еще в начале 2000-х страны пришли к выводу: доказательная база такова, что нет сомнений во вреде табака.
- Но табачные компании с этим не согласны.
- Да, и сейчас они активизировались, судятся во многих странах с правительством, принявшем антитабачные меры. Они почувствовав опасность и решили пойти в атаку сами. В Великобритании и Норвегия табачники уже проиграли в суде. В Австралии вот-вот должен закончится процесс, и судя по всему, победой правительства и Минздрава. И это при том что у табачной индустрии лучшие юристы и адвокаты. Все это им не помогает, потому что доказательная база сильна. Многие страны выигрывают суды у табачников, приводя главный аргумент: все антитабачные меры приняты во исполнение международных обязательств, прописанных в Рамочной конвенции по контролю за распространением табака (FCTC). Напомню, что ее подписали или ратифицировали 186 стран.
- А пострадавшие от воздействия табачного дыма (к примеру, заболевавшие раком легких) не судятся с табачниками?
- Сейчас есть такой коллективный иск в Канаде. Его подали пациенты больниц. Люди почитали, что пострадали именно из-за табачной индустрии. Которая продает смертельный вызывающий зависимость продукт. Это громкий процесс. По моим сведениям, они его полностью выиграли.