Да не волнуйтесь вы так, не переживайте. Ругать новогодние «Огоньки» — это все равно что писать против ветра или обижаться на то, что сейчас в Москве –300С. Зима, понимаете ли, холода. У природы нет плохой погоды.
Вот и у телевизионщиков кризис, еще начиная с 2008 года. Вы не заметили? Лучше войдите в положение, подайте копеечку на пропитание.
Все свои рейтингово-рекламные проблемы они решили еще в декабре, вот тогда была война нервов, битва за выживание. А Новый год… Я вас умоляю! Теперь это уже непрестижно.
За все постсоветские годы удачных проектов можно пересчитать по пальцам: «Старые песни о главном 1, 2, 3» на Первом, «Неголубой огонек 1, 2» на РЕН времен еще Ирены Лесневской и «Первый скорый». Это всё.
«Денег нет, но вы держитесь тут». Это и к телеканалам относится. Уже смешно. Если б не было так грустно. Сейчас на Украине появилась новая национальная идея — «безвиз» называется. А на ТВ «безбюджет» — сугубая русская реальность.
Не стреляйте в пианистов, они играют… как им платят. Вот сидят на Первом люди, хорошие люди. Иван Ургант сидит, Андрей Малахов, Макс Галкин. Сам Нагиев сидит с Гузеевой, Юлия Меньшова сидит. Ужасается, но сидит. Ну и целая Алла Борисовна! Вот это номер! Сидят-то они сидят, а сказать друг другу ничего не могут, не подготовились. Прямо как неродные! Да, «безбюджет». Вы заплатите нам, найдите хороших режиссеров, сценаристов, вот тогда и поговорим. В своих-то программах эти прекрасные люди болтают без умолку, и как болтают! А может, они Примадонну стесняются, и даже муж ейный боится домашнего разбора полетов? Выходит «Новогодняя ночь» для бедных, времен экономического кризиса. А что, и так сожрут. И ведь жрут же! Давятся, но жрут.
На «России» же поют куплеты, дуэтами. Кто им это все пишет? Я видел, как в «Огоньках» 60-х пели Шуров и Рыкунин. А эти? 21-й век на дворе, а они будто из 1930-х до сих пор не вышли.
Зато нам возродили ЦТ времен развитого социализма. Или застоя, кому как нравится. Лучше комедии Гайдая, Рязанова, Данелии, снятые при Брежневе, — пожалуйста! Лучшие мульты брежневского периода — нет проблем. Кино для детей («Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино»…). А вот еще «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова из конца 70-х. И бесконечные «Дискотеки 80-х», где престарелые уже дяденьки и тетеньки в красных галстуках и пилоточках скачут как ненормальные, вспоминая детство золотое. Как занимались любовью в первый раз под «Ласковый май». Да, ностальгия — великая вещь, настоящая старая песня о главном.
Нам создают иллюзию брежневского безмятежного спокойствия по телевизору. Сиди и смотри, а на улицу лучше не выходить, тем более там так холодно. Весны не будет?..
Да и что мы бы делали сейчас в Новый год без этих фильмов, песен? Что создали за четверть века «независимости» от СССР?
Знаете, почему «Иронию судьбы» не показывают на Украине? Потому что это очень советское кино (хоть и на все времена!), примиряющее нас с действительностью. Той, советской действительностью. Вот вспомните договор нынешней власти с народом о ненападении: мы вам повышаем благосостояние, а вы не лезете в политику. А вот брежневский договор по рязановскому шедевру: вы принимаете правила игры (да, абсурдные, бестолковые), голосуете на этих дурацких профсоюзных и партийных собраниях, как нам надо, а мы вам даем право на частную жизнь. Можете смеяться на кухнях и лично над Леонидом Ильичом в программе «Время» («Когда люди поют?» — «Когда выпьют, поют. На демонстрациях поют»), можете напиваться до потери пульса в бане, а потом лететь в город на Неве (случайно, не нарочно!), где именно тебя, «алкаша», а не правильного Ипполита, выберет красавица Барбара Брыльска с голосом Валентины Талызиной. Середина 70-х в исполнении Рязанова — это еще Цветаева, Ахмадулина, Евтушенко, Киршон, Аронов, вид на церковь в московской новостройке, где-то напротив 3-й улицы Строителей, недалеко от дома 25, квартиры 12, 4-й этаж. Хоть пятый! И Алла Борисовна Пугачева за кадром. Та Пугачева, прежняя.
…Слушайте, а я все понял. В ночь на 17-й год ТВ показало нам эту шнягу, чтобы мы его… не смотрели. Выключили на фиг зомбоящик и начали бы общаться друг с другом, с самыми близкими. Петь застольные (застойные?) песни, пойти на улицу под звон взрывающихся китайских петард, черт побери. Это же была диверсия, ребята! Может, даже подготовленная ЦРУ: российское телевидение захотело-таки покаяться во всех грехах, решило себя закрыть, чтобы никогда больше… Но народ шутку юмора не оценил, а наоборот, смотрел всю лабуду как подорванный. Как говорил шукшинский герой в «Калине красной» (опять брежневское кино): народ к разврату готов. С Новым годом, дорогие товарищи!
Настоящие мужчины
Новый год — это оливье, шампанское, мандарины и… молодежный чемпионат мира по хоккею. Потому что это настоящий, чистый, нециничный хоккей — глаз не оторвать.
Вообще, всегда его вел замечательный Юрий Розанов. Он и сейчас комментировал первый матч наших с канадцами, а потом исчез. Его заменяли люди в московской студии, пока в Монреаль не отправились Денис Казанский и Сергей Гимаев. Это была песня! Я пересматривал каждый матч по нескольку раз, только бы наслаждаться прекрасным дуэтом. Вкусно, смачно, со знанием всех игровых нюансов — такой репортаж нам нужен! И сборная, на глазах из мальчиков превратившаяся в мужчин (в хоккейном смысле) под чутким руководством наставника Валерия Брагина, выжавшего все из этих ребят, не подвела. «Бронза» в нашем случае почти как «золото». Спасибо всем.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ
Песня года
Я уже приготовил болванку: они (почти все!) поют свои песни на «стихи» Михаила Гуцериева, миллиардера. Чтоб я так жил! С таким же успехом (и с такими деньгами!) поэтами могли заделаться Михаил Прохоров, например, или Рома Абрамович (ну да, «Семь сорок» 1, 2, 3... далее везде). Включил, но такого беспредела, как в прошлом году, не увидел. Наоборот, классная, стильная, мелодичная песня Игоря Крутого и Анжелики Варум, а Леонид Агутин — посвящение отцу — просто до слез. Нет, конечно, проходных было полно, чай не «Песня-79», но примеры Крутого, Агутина и Варум показывают, что времена не выбирают: если ты остаешься профи и вкладываешь душу, не прогибаясь под изменчивый мир, то и будешь лучшим. Всегда.
София Ротару
Мне кажется, она живет по принципу Бенджамина Баттона: все молодеет и молодеет. Значит скоро превратится в девочку. На канале «Ностальгия» я смотрел «Песню-80» — так вот, сейчас Софочка выглядит гораздо свежее. Во всяком случае, ей никак не дашь ее 29.
Наташа Королева
Я помню, как она появилась году в 90-м на нашем ЦТ. Ей тогда было лет 16, по-моему. Ну да, «Желтые тюльпаны», Игорь Николаев, усы… Время никак не испортило Наташку. Вот что такое с песней по жизни. И с оптимизмом без границ. И с Тарзаном. А фигурка — это что-то!
Максим Галкин
Ну почему? Почему в глазах Макса вся скорбь российского народа? Когда он ведет передачу с детьми («Лучше всех!») — это жизнерадостный, яркий, остроумный человек. А вот «МаксимМаксим», да еще в присутствии Аллы Борисовны… Грустный клоун, и что-то его все время гложет. Наверное, с взрослыми этому большому ребенку трудно, от них всегда ждешь какой-то подлянки. Лучше не взрослеть.
Татьяна Лазарева
Я увидел ее на концерте Кортнева–Ларина «Два по пятьдесят». Она пела по бумажке, а потом весело бродила с рюкзачком по залу. Выглядит прекрасно! Но ее нигде нет, потому что нет в телевизоре. Запрет на профессию за политические взгляды? В каком безумном, безумном, безумном мире мы живем.
Елена Ваенга
Всегда она была какая-то дерганая, говорившая невпопад. А тут пришла к Максиму и Алле — просто красавица. Спокойная, умная, доброжелательная. То есть гармоничная. Вот что значит счастливый брак и рождение ребенка. Поняли, девчонки?