- Убийство представителя духовенства - крайне необычное событие. Причем не только для нашего времени. Напомню, что и средневековое право всегда более строго карало за покушение на жизнь монаха, священника, женщины и ребенка. То есть тех категорий населения, которые заведомо безоружны и не могут дать отпор. С другой стороны монах - это, как ни странно, публичная профессия. Так же, как и священник. Они живут в режиме постоянного, открытого доступа, подвергаясь соответствующим рискам. Ведь когда у человека "едет крыша", то больше всего на роль жертвы подходят журналист или священнослужитель. Как статусные, публичные и вместе с тем доступные, никем не охраняемые лица. При этом журналиста найти труднее: не всем известен его домашний адрес.
Но пока я бы не отбрасывал никаких версий. В том числе - мотив личной мести. Известно, например, что жизнь в современных монастырях имеет и свои тяжелые, малогуманных стороны. В Интернете можно найти довольно много рассказов бывших послушниц об издевательствах, которым они там подвергались. Недавно вышла книга Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы" на эту же тему. А в декабре, кстати, закончился суд над убийцей иеромонаха Романа, настоятеля храма в Воронежской области. И речь там шла о сексуальных домогательствах иеромонаха к этому парню. Что, однако, не помешало Патриархии включить этот случай в хронику гонений на православие в Европе - в докладе, представленном европейским инстанциям.
В любом случае произошедшее во многом лежит на совести самой убитой. Вне зависимости от того, каковы были мотивы убийцы, - психическое помешательство или что-то другое. Ведь если она являлась послушницей, то в течение долгого времени была, что называется, в зоне прямой ответственности настоятельницы. Кстати, убитая игуменья была, оказывается, еще и крестной матерью своей убийцы. Поэтому возникает серьезный вопрос: почему духовное дитя оказалось до такой степени без пригляду? И для епархиальных, и для светских властей это повод для серьезнейшего исследования того, что происходит в этом монастыре. Однако это ни в малейшей степени не оправдывает преступление. Убийство есть убийство.