Ранее турецкий политолог Керим Хас в беседе с «МК» уже высказывал предположение, что за убийством дипломата могла стоять одна из этих экстремистских организаций. Точку зрения о причастности конкретно «Джебхат Фатах аш-Шам» высказывали и официальные лица Турции.
Важно отметить, что сама по себе «Армия завоевания» – скорее стратегическая коалиция. В нее входят не только боевики вышеупомянутых группировок, но и члены так называемой «умеренной» сирийской оппозиции. «Джейш аль-Фатх» сражается как с силами Асада и с шиитской «Хезболлой», так и с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация), которое является для нее конкурентом.
Вдохновителем создания коалиции считается доктор Абдуллах Мухаясини – клирик из Саудовской Аравии. Его же рассматривают как неформального лидера объединения.
Возникла «Армия завоевания» не так давно – в марте прошлого года. За прошедшее время ее бойцам удалось взять под контроль провинцию Идлиб, а также город Алеппо, из которого боевиков удалось выбить не так давно. Напомним, что Мевлют Мерт Алтынташ, убивший российского посла, в трагический вечер 19 декабря кричал, что его действия – именно «месть за Алеппо».
Любопытно, но ранее «Джейш аль-Фатх» не брала на себя ответственности за какие-либо теракты – речь шла лишь о заявлениях отдельных входящих в нее группировок.
Конечно же, боевики «Армии завоевания», если они действительно взяли ответственность за теракт (а этот факт сам по себе нуждается в проверке), могли солгать. Действительно, какой экстремистской группировке не хотелось бы заявить о причастности к столь резонансному теракту?
Вместе с тем, слова, которые выкрикивал убийца дипломата, вкупе с данными канала «Ас Сумария» складываются во вполне логичную картину. Как известно, основная часть боевиков, против которых велись действия в Алеппо, – как раз члены «Ахрар аш-Шам» и «Джебхат Фатах аш-Шам». Они составляют, по оценкам западных аналитиков, порядка 90% от общей численности «Армии завоевания».
Вместе с тем, если принять заявление боевиков на веру, турецким силовикам еще предстоит установить, как именно Мевлют Мерт Алтынташ, сотрудник спецотряда полиции по разгону демонстраций, даже не бывавший – насколько это сейчас известно – в Сирии, наладил контакт с местными экстремистами.