Для начала на примере двух русских революций ХХ века Меркурий заявил, что «сами по себе знания и умения без духовной основы бездушны и не принесут пользы, а в худшем случае принесут погибель». Не меньшую опасность, подчеркнул он, представляет для россиян и «чужеродное образование, действующее в своих интересах».
Вот и сегодня, отметил он, «церковь и школа стоят перед не меньшим выбором. Встраивание России в мировое сообщество в надежде на крохи с их стола для нас недопустимо». Нашей стране, продолжил он, надо идти своим путем: «А наша школа традиционно всегда была связана с церковью». Отказ же от этого принципа не дал нам ничего, кроме отрицания традиционных для России морали и нравственности. Впрочем, сейчас, отметил он, ссылаясь при этом на Стратегию национальной безопасности и другие государственные документы, «началось трудное, но всё же возвращение традиционных путей в нашу школу».
При этом пастырь категорически опроверг утверждения, что «РПЦ вторгается на чужую территорию, пытаясь проникнуть в светскую школу. Какая же это чужая территория, если православным является большинство нашего общества?» — вопросил он.
Высказал он и позицию РПЦ в связи с проходящей сейчас экспертизой программ по изучению православной культуры в школе, информация о чем вызвала большое беспокойство в обществе: «Данная программа не имеет отношение к обязательным дисциплинам, а является частью вариативного курса, который выбирают по своему желанию школа и родители. Такие курсы преподаются уже 15 лет, а указанная программа просто приводит данный курс в соответствие с новым Федеральным государственным образовательным стандартом».
Меркурий также опроверг утверждения, что новый курс рассчитан на преподавание во всех классах с 1 по 11, и, более того, назвал их злостными инсинуациями. Правда, тут же он заявил: «Мы всегда открыто говорили и будем говорить впредь, что преподавания религиозной культуры лишь в четвертых классах мало!».
Академики РАО приняли это выступление к сведению.