Сначала в соцсетях появилось вот такое сообщение: «Пропал дедушка, 77 лет, Гридюшко Лев Иосифович. Все детство этот человек провел в землянках с партизанами, поэтому за помощью вряд ли обратится. Будет молчать и терпеть».
Ниже — фотография пенсионера.
Чуть позже были рассказаны детали исчезновения, из которых следовало, что 15 декабря Наталья Кесеги вызвала одно из самых недорогих питерских такси и попросила водителя доставить своего отца-инвалида Льва Иосифовича до дачного поселка, где его должна была встретить супруга. Женщина заранее расплатилась по счетчику — отдала водителю 560 рублей, чтобы он довез старика до деревни Иннолово Ломоносовского района.
В 19.44 водитель отправил диспетчерам сообщение: «Заказ закрыт. Готов к приему новых клиентов».
В 20.30 Наталье позвонили из деревни: «Отец не приехал».
В 23.43 Наталья Кесеги опубликовала пост в соцсети: «Посадила старенького папу в машину у поликлиники, дала деньги. Сообщила точный адрес. Четыре часа прошло. Папа так и не доехал. Служба такси не связывается с водителем, не сообщают, доехала ли машина, и откровенно посылают. Полиция тоже не может добиться данных оперативно».
В следующий раз Наталья вышла в соцсети через час: «Папа не ходит без помощи. То есть из такси он выйти сам не мог. Поэтому нужны данные или водителя, или машины. Вероятность того, что папа пройдет самостоятельно хоть 5 метров от такси, равна нулю».
Наталья не сомкнула глаз всю ночь. В 1.01 выставила очередной пост в соцсети: «Папа ехал до дачи, где его уже встречали. Подъезд прямо к воротам дома. Там вокруг милиция уже все осмотрела. Никого не нашла».
«По эсэмэс мне пришло сообщение о марке машины, которая отвезла отца. Цвет авто и номер с цифрами, без букв. Для полицейских этой информации оказалось недостаточно, они не могут установить владельца машины. Мы связались с диспетчерской службой такси. Нам сказали отправлять факс строго по будням с 9 до 19 часов на имя некоего Марата Рашидовича. Вот с полицией ждем 9 утра».
Утро следующего дня (11.20). «Никаких новостей. Папу не нашли. Сейчас в бюро регистрации несчастных случаев пишу заявление. Милиция отправила запрос в диспетчерскую службу. Участковый отправился в офис такси. Жду и молюсь».
14.06. «Встретились с водителем. Он явился в полицию. Поедем с ним, чтобы он указал точное место, где высадил отца. Но думаю, уже поздно, слишком много времени прошло».
15.05. «Оказывается, таксист высадил папу по другому адресу, в другом поселке и уехал».
16:52. «Обыскали все пути дорожки. Нет. Жители поселка видели папу около 21.00. Есть шанс, что он вышел на остановку и куда-нибудь поехал».
17.21. «Диспетчера убить хочется. Водитель привез по навигатору. Дед (пассажир) решил выйти».
17.23. «Нашли. Умер».
— В поселке, куда не добрался старик, его искали долго, — рассказывает подруга Натальи. — Не нашли. Из-за того, что диспетчеры не имели права выдавать данные водителя, мы упустили время. Когда водителя вычислили, он привез Наташу на место, где высадил ее отца.
Труп мужчины нашли около какого-то дома, в нескольких метрах от того места, где его высадил водитель. По словам шофера, до того, как выйти, старик разозлился, что водитель не может найти дорогу, и велел высадить его там, где остановились.
На форуме таксистов тоже обсуждают эту историю. Но поводов для возбуждения уголовного дела водители такси не видят.
— Во-первых, родственники не должны были отправлять беспомощного инвалида одного за город, для таких людей нужно сопровождение, — поясняет один из таксистов Санкт-Петербурга. — Если старик действительно разнервничался и решил выйти, водитель не обязан его останавливать. Конечно, по совести, шофер был не прав. Он должен был убедиться, дойдет ли до места дедушка, есть ли у него связь. Но это вопрос совести. Не более того.
— Я принципиально отказывают везти инвалидов и стариков, которые еле передвигаются. Не дай бог, что с ними случится в дороге, а все вину повесят на таксиста, — говорит другой работник таксопарка.
— Водитель поступил безобразно. Я сам работаю в этой компании, и если мне клиент говорит, что прибыли не в то место, то я прошу связаться с его родственниками, друзьями и уточнить дорогу. Я бы не смог выбросить человека в незнакомом месте. Так что здесь все зависит не от компании, которая предоставила такси, а от человека. Я бы потратил свой бензин, время, но довез бы старика до ворот дома, — утверждает еще один работник таксопарка.
Диспетчеры здесь не виноваты. Диспетчерская служба не должна предоставлять данные водителя, адреса и прочую конфиденциальную информацию. Мало ли кто интересуется данными их водителя. Здесь косяк водителя, 100 процентов, — комментирует таксист с 20-летним стажем. — Диспетчерская служба — служба заказа. Она не несет ответственности ни за таксистов, ни за клиентов. Она передает заказ третьим лицам. Теперь водителя спасти от наказания сможет только регистратор, который записывал разговор в салоне. Если дедушка сам подтвердил, что адрес верный и он хочет выйти, то считайте, шоферу повезло. А вообще головой этому таксисту надо было думать, где и кого высаживать. Одно дело на Невском высадить старика, где полно людей. А другое дело — оставить инвалида в глухой деревне.
- Сейчас следователями принимаются меры к установлению условий оказания потерпевшему услуг такси, а также конкретные обстоятельства его нахождения в автомобиле, в том числе причины выхода из автомобиля, — комментируют в Управлении Следственного комитета РФ по Ленинградской области. — Процессуальное решение будет принято по результатам доследственной проверки и медицинского судебного исследования тела. Известно, что ведомство не усматривает совершения в отношении погибшего насильственных действий, так как на его теле нет никаких повреждений.
В службе такси, которое замешано в этом деле, ситуацию отказались комментировать.
Похоронят пенсионера во вторник.
И все-таки, кто же виноват во всей этой истории? Таксист, который поленился уговорить инвалида остаться в машине и поискать правильную дорогу? Или диспетчеры, которые не захотели вовремя помочь дочери пропавшего? А может, полицейские, которые ждали до утра, когда служба такси передаст им нужные сведения?
Самое большое человеческое зло — это людское равнодушие. Оно и убило пенсионера.