Когда говорят, что фильм «28 панфиловцев» проваливается в прокате — это неправда. Может быть, хотят, чтобы он провалился. Но люди идут и идут. Сердцу не прикажешь. А сердца наполнены патриотизмом. До самых краев.
Идет покушение на наши святыни, на героев Великой Отечественной войны. Тех, кто это делает, докапывается до правды, как им кажется, недавно министр культуры Владимир Мединский назвал кончеными мразями. Нам говорят, что 28 панфиловцев нет и не было никогда, что все это придумано от и до. Но в защиту героев выходит фильм. На который люди идут почти как на акцию «Бессмертный полк».
От кого же хотят защитить 28 панфиловцев? Их память будем хранить вечно, даже если в реальности все было не совсем так, как нам рассказывали в прошедшие советские десятилетия. Пена, поднявшаяся вокруг их имени, кажется вполне себе искусственной, надуманной, фальшивой.
Червь сомнения грызет нашу историю. Вот уже и известный карикатурист Андрей Бильжо пишет о последних минутах жизни Зои Космодемьянской: «Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется мутизмом… Это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской».
Тоже мне психиатр! Как человек мог додуматься до такого? Очень просто, и не он один. Эти правдорубы хотят докопаться до истины, несмотря ни на что. Всем нашим прошлым святыням они ставят знак «СТОП». Правда и ничего, кроме правды, — вот что для них самое важное.
Но ведь это ложь! Зоя Космодемьянская никогда не болела душевными болезнями, никогда не лежала в психушке. Перед войной в Боткинской — да, и с совершенно другим диагнозом.
Победа в той войне осталась единственным сдерживающим центром для всего бывшего советского народа, для всех россиян, ничем не заменимой духовной скрепой. Мы уже потеряли страну, идеалы, разделили русский народ. Убери это, последнее, и нет нас больше.
Да, мы — мифологическая страна, город Солнца на холме. Которого никогда не было. Мы себе это придумали, так и живем. Но победа в 45-м была. Или ее тоже уже отрицают? Вот вам история новейшего типа: Сталин хотел напасть на Германию первым. Затем подписал с Гитлером пакт о разделении Европы. Но Гитлер его обманул, напал без объявления войны. Дальше трусость и ступор Сталина, полная неготовность к войне, позорное отступление. Убийственный приказ «Ни шагу назад». И вопреки сатрапу-вождю, античеловечной системе народ таки выиграл эту войну, взял Берлин. Это новейшая история, где нет места подвигу.
А он был! И народный, и тех, кто руководил этим народом. Да, очень жестоко руководил. Как можно все это отрицать?
Были мифы, конечно. Но поднимающие дух, зовущие вперед, в атаку. И тогда я не прошу, но заклинаю: не троньте этого! Оставьте историкам, пусть разбираются. Но не отнимайте последнего, не кощунствуйте больше. Потому что ваша «правда» и есть миф. Который в итоге стал ложью.
Читайте также «Больше, чем подвиг»: Бильжо пояснил слова о шизофрении Зои Космодемьянской