Долгие годы отечественные аспиранты считались меньшими, но все же родными братьями «настоящих» ученых, а потому их бытие с полным на то основанием определял Закон «О науке». Однако в пылу реформ 2000–2010-х годов их «перебросили» в сферу образования, переподчинив одноименному закону. «Это было не наше решение, а часть большого компромисса, достигнутого при принятии нового Закона «Об образовании», — обрисовал ситуацию, открывая слушания, глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. И вот теперь наметился отход на прежние позиции.
Казалось бы, тот или иной закон — разница невелика. На самом же деле от этого зависит многое, и прежде всего обязательность защиты диссертации. Пока аспирант считался начинающим ученым, ему полагалось если не защититься в срок, то хотя бы сдать готовую диссертацию в совет. Ныне же, отучившись в аспирантуре 3–4 года, выпускник получает диплом об обучении (80% его срока приходится на образовательную составляющую и лишь 20% — на научную) и на этом сплошь и рядом считает свою миссию, в том числе по откосу от армии, поиску рабочего места и т.п., законченной. Не удивительно, что при таком раскладе защищается у нас лишь каждый четвертый, а то и пятый выпускник аспирантуры.
Возвращение аспиранта в науку этот подход поломает. И Счетная палата, сообщила замминистра образования и науки Людмила Огородова, только и ждет, чтобы мерилом эффективности работы вуза в целом и каждого аспиранты в отдельности снова стал не диплом, а защита. Выпуск без защиты будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. А за это по головке не гладят.
Председатель Экспертного совета по высшему образованию и ректор МИФИ Михаил Стриханов, например, предложил уже считать обязательным для выпускника аспирантуры получение диплома, а для вуза — своевременную (или с небольшим временным лагом) защиту. И снижать число выделенных мест тем учебным заведениям, где «незащит» слишком много.
Лишь Владимир Филиппов, выступивший, по его словам, «и как председатель ВАК, и как простой российский ректор», предложил «не шарахаться, а вначале апробировать систему аттестации аспирантов в 2017 году и посмотреть, как она работает». Но этому совету вряд ли последуют.