А что такое жизнь? Календарь. Бесконечные столбцы дней, месяцев, лет. Но какой бы стороной они ни оборачивались для человека, не теряет смысл главное — красота. В жизни и в искусстве. И эту красоту — женскую, разную: от зрелой до только еще расцветающей — на фоне удивительных картин великого художника представил фонд «Русский силуэт». Женщины и Айвазовский, красота человеческая и величие стихии — вот, что стало лейтмотивом прекрасного произведения, увидевшего свет в преддверии Нового года.
В 19-й раз фонд выпускает этот самый известный в России фэшн-календарь, который давно стал образцом вкуса и стиля в мире искусства. В этом году выпуск посвящен событию, которое не оставило равнодушным ни одного человека, — 200-летию Айвазовского. Презентация проекта прошла в понедельник в Галерее искусств Зураба Церетели. По традиции гостей встречали президент фонда «Русский силуэт» Татьяна Михалкова и его учредитель, президент Трансконтинентальной медиакомпании Александр Митрошенков.
Первой о новом детище фонда рассказала Татьяна Михалкова:
— Айвазовский — это бриллиант нашей художественной русской школы, это мощь, глыба, это стихия: шторм, буря, гроза. И в то же время, что мы и хотели подчеркнуть, на его полотнах всегда где-то есть надежда, всегда среди туч блеснет лучик солнца. И нам хотелось именно это довести до зрителя в нашем календаре: что в каждой стихии, каждом нашествии всегда пробьется луч надежды. А в плане работы это просто редкостный случай, когда 12 художников встречаются в календаре, обычно один показ — один дизайнер, что в России, что по всему миру. А тут собрались уникальные профессионалы: двух мы пригласили с нашего конкурса, в ходе которого 100 победителей съезжаются со всего мира, есть художники из Лаборатории моды Зайцева, а на обложке работа Валентина Юдашкина. И если знаменитый Пирелли в этом году сделал ставку на простых моделей, то мы поставили на нашу русскую классику и, думаю, не проиграли: она всегда дает жизнь и искусству, и народу, и стране, и, я думаю, даст жизнь экономике.
— Сегодня в честь выпуска календаря мы увидим показ, в котором примут участие изображенные на страницах календаря модели, чем он будет уникален?
— Сегодня будет показ от Анастасии Задориной. Когда-то мы открыли ее и запустили в жизнь, теперь она уже в самостоятельном плавании, настоящий профессионал. Сегодня у нее свои крупномасштабные показы, и она одевает всех звезд шоу-бизнеса. Мы абсолютно гордимся нашими выпускниками, они везде, и речь идет не только о тех, кто одевает звезд, которые на эстраде или на красной дорожке кинофестивалей, хотя это тоже важно, но и по всей стране, ведь не даром наш «Русский силуэт» проводит 32 полуфинала от Владивостока до Прибалтики, мы бываем во всех отдаленных уголках нашей страны и объединяем тем самым все постсоветское пространство.
— Через вас на съемках уже 19 календарей, а именно столько в вашем арсенале, прошло более 200 дизайнеров и 200 актрис-моделей, в сегодняшнем календаре какая-то участница выделяется на фоне остальных?
— Кого-то выделить всегда сложно, я просто скажу про самую юную нашу модель — Ксению Гусеву. Мы гордимся, что уже много лет мы с ней дружим, мы выбрали ее лицом «Русского силуэта» и не прогадали. И хотя она сегодня получает серьезное образование, мы все равно привлекаем ее к каким-то нашим масштабным событиям, и мы гордимся этим очень удачным содружеством, и, надеюсь, оно будет и дальше продолжаться.
А зал между тем наполнялся гостями, все готовились к показу и обменивались впечатлениями. Анжелика Агурбаш призналась в большой дружбе с «Русским силуэтом», поздравила фонд с двадцатилетием и с еще одним, 19-м выпуском календаря. «Надеюсь, что в 20-м я тоже появлюсь», — с улыбкой пожелала она.
Наконец гости заняли свои места, и начался показ коллекции Анастасии Задориной. Модели в основном представляли наряды, выполненные в темных, даже черных тонах, что особенно подчеркивало и всю элегантность происходящего, и абсолютно верно ассоциировалось по ощущениям с временем года за окном. А стиль, красота, форма костюмов, конечно же, вызывали мысли о предстоящем праздновании Нового года.
После показа мы поговорили с самой юной и очаровательной моделью, которая была в тот вечер на подиуме, Ксенией Гусевой.
— Ксения, это не первый твой календарь, и уже не первый выход на подиум, со временем все меняется: внешность, ты сама, изменились твои впечатления от работы?
— Поменялась моя прическа, поменялось немного мое лицо, но мне все равно нравится фотографироваться, тем более в данном случае был выбран стиль Айвазовского, представлены сюжетные картины, что очень интересно.
— Ты сейчас учишься на журфаке МГУ, изменилось отношение к модельной деятельности? Не стала она казаться чем-то несерьезным на фоне классического образования?
— Это и прежде было моим хобби, и сегодня осталось таковым, и мне оно очень нравится. Как хобби это очень интересное занятие, и оно действительно практичное, это пригодится мне в жизни, ведь работа моделью — хороший жизненный опыт. И если в дальнейшем у меня будет свободное время, я бы стала продвигаться в этой сфере, может быть, даже стала бы профессиональной моделью, но в любом случае только в плане хобби, а не в качестве профессии.
— Ты взрослеешь, твоя красота становится более осознанной, оформленной, зрелой, это меняет твое отношение к тому, как ты одета, как выглядишь на съемке, на подиуме? Может, начинаешь капризничать на съемках?
— Скорее нет, ведь понимаю, что в сегодняшнем показе я была лишь моделью, а модель — это, собственно, кукла, на которую надевают одежду. А одежду надевала сегодня Анастасия Задорина, и не нам решать, в чем идти, как ей кажется, что лучше подходит, в том и надо выходить на показ. Но мне сегодня понравился мой образ, он был очень красивый, я люблю все темное, и как раз сегодня на мне была темная красивая юбка. Я очень рада, что участвовала в этом показе.
— Какой на этот раз тебе выпало представлять месяц в календаре?
— На этот раз это август, и у меня темно-зеленый изумрудный образ и платье такое же. Когда я ехала на съемку, думала, что у меня будет нежное платье, потому что любит «Русский силуэт» на мне нежность показывать, а у меня еще и брови такие светлые, и я их не выделяю. Но нет, мне сказали, что такой вот будет образ. И так свет пал, что волосы получились как золотистые, и в итоге все очень красиво выглядит, на мой взгляд.
— К Айвазовскому ты как относишься?
— Это достаточно близкий мне художник, я была на выставке, которая недавно проходила в Третьяковской галерее, и мне она очень понравилась: захватывающие картины, и сама выставка очень захватывающая, заходишь и видишь все эти морские пейзажи, волны...
Гости между тем беседовали между собой и ждали выступлений приглашенных на вечер звезд отечественной сцены. Иосиф Пригожин шутил, представляя себя в мужской версии календаря, если бы она появилась, Аполлоном, и забил себе под этот проект будущего апрель, потом что «мы с Валерией апрельские».
— А почему Валерия олицетворяет январь?
— С нее начинается год, — удачно подметил Иосиф.
Сама же певица рассказала, что январь, конечно, не совсем ее месяц, потому что ассоциативный ряд все-таки отталкивается от гороскопа, но с другой стороны: «Настоящий актер может сыграть любой месяц, и мало ли какое время года у нас внутри! Мы с Иосифом действительно огненные знаки, но наша профессия обязывает, поэтому я могу и ледяной январь сыграть, и жаркий июль, смотря что диктует одежда, образ».
— Как вы относитесь к Айвазовскому?
И. Пригожин: — Я все картины Айвазовского люблю.
Валерия: — Я не могу сказать, что это мой любимый художник, но он настоящее наследие русской живописи. И я могу сказать, что сначала узнала море у Айвазовского на картинах, а потом только увидела его живьем, так что словосочетание «Девятый вал» для меня не пустое словосочетание.
Валерия прекрасно выступила в ходе вечера. «У нас много артистов, но не все в Лондоне поют, настоящих артистов, поющих в Лондоне, у нас практически нет. Валерия сломала железный занавес, тот лед, который был между Россией и Великобританией, и я хочу поздравить ее с большим результатом», — восхитился певицей Александр Митрошенков.
Досталось много комплиментов и аплодисментов также выступившей на вечере Анжелике Агурбаш.
Заглянул на огонек «Русского силуэта» и хозяин арт-галереи, где проходил показ, Зураб Церетели. Он рассказал, что еще помнит то время, когда понятие «дизайн» считали вредным, сегодня же «все понимают, что это такое — дизайн, и уже есть самые разные течения в этой сфере». На вопрос, чего не хватает сегодняшней российской моде, Зураб Константинович решительно ответил: «Мне очень нравится русская мода, только ей нужна реклама. Я бываю везде — и в Америке, и во Франции, — везде существует дизайнерское искусство, и они поднимаются, но необходимо рекламировать, нужна работа искусствоведов, надо вкладывать в молодых дизайнеров, потому что все это искусство».
— А какой тип женщины вас волнует, впечатляет, вызывает особенные эмоции?
— Вот абсолютно русская женщина, — рассмеявшись ответил Зураб Константинович и показал на Татьяну Михалкову, — мне очень нравится с того момента, как я с ней познакомился, именно эта форма. Самый важный фактор — это возможность пластично одеваться, это вкус, Татьяна пластично одевается.
— А как вы относитесь к творчеству Айвазовского?
— Хорошо. А как же еще? Учитывая, какая у него серьезная техника.
— В вашем восприятии как-то перекликается тема Айвазовского и женщины? Вот на представленном календаре, например, это слито воедино.
— Безусловно, если есть художественное решение и художественная пластика, я это очень ценю.
В заключение сказал свое слово о календаре и Александр Митрошенков:
— Я скажу, чем он уникален — это календарь о красивых женщинах. На каждой странице присутствует какая-то красивая актриса с большой фильмографией. Например, Мария Козакова из знаменитой семьи Козаковых. Или Анастасия Макеева. Но мало того что в календаре представлены известные актрисы и что они красивы, есть еще и тот, кто с ними работал, это художник-дизайнер. И мы под каждую актрису подбирали особый костюм, особый наряд, потому что этот костюм еще должен был раскрыть картину Айвазовского, ведь календарь посвящен его 200-летию. Это даже изменило график работы, ведь обычно у нас съемка занимает два дня, ну три, а на этот раз она продолжалась целую неделю, потому что нужно было найти образ актрисы, который соответствовал бы картине художника. Если вы будете смотреть календарь, вы обратите внимание, что некоторые мимика и жесты актрис продолжают картину. Например, улыбка Валерии точно соответствует тому, как на художественном полотне изображен восход солнца, то есть это особая мягкость атмосферы в лице. Наш календарь не продается, но благодаря телевидению, многим журналам, которые его печатают, он становится очень большим публичным явлением. И каждая актриса, которую мы выбираем, это целая история, почему именно она присутствует на наших страницах. Я рад, что в этом году у нас появилась еще и Валерия. И этот календарь уже второй календарь для Ксении Гусевой, потому что она наше лицо, и очень интересно смотреть ее эволюцию. Ведь еще год назад это была очень хрупкая романтическая девушка, а сегодня уже более зрелая актриса с очень серьезным взглядом и совершенно другой красотой. Наша цель простая — мы хотим как бы схватить мгновение, где бы переплелись кино, живопись и женская русская красота. И если взять каждую актрису, которая у нас снималась, то календарь стал переломным моментом в ее судьбе, и я уверен, что у каждой актрисы, которая в этом году появилась на наших страницах, тоже наступит такой момент. И мне особенно приятно, что каждая из тех, кто принимал участие в съемках, сказала: «Я мечтала бы сниматься в следующем году!» Если суммировать всю проделанную работу, то я могу смело сказать: мы никогда не пытались повторить самый известный в области моды календарь Пирелли, мы сделали свой календарь. И я абсолютно уверен, что каждая фотография у нас полна эротики, но вместе с тем эта эротика очень целомудренная. Наши платья не открытые, а закрытые, но при том они, правда, очень сексуальные. Поэтому я считаю, что нам удалось трудно соединимое: мы взяли достаточно одетых женщин и сделали их безумно сексуальными.