Больше года прошло с тех пор, как «закон садистов» был внесен в Госдуму. Помните, какой шок и ужас он вызвал у правозащитников? Законопроект (его дважды подменяли!) разрешал применять спецсредства даже если заключенный просто неправильно заправил кровать или не поздоровался. При этом тюремщики полностью освобождались от ответственности в случае, если арестант после этого умер. Вообще любой конфликт за решеткой официально разрешалось решать силовым путем. Действительно, зачем тратить слова и нервы, если можно просто ударить дубинкой по голове и за это ничего не будет? Немудрено, что документ сразу окрестили «законом садистов». После протестов правозащитников в парламенте обещали над ним поработать. За законопроект взялся депутат Госдумы прошлого созыва Александр Хинштейн - в конце прошлого года были внесены все коррективы, которые предложило правозащитное сообщество. Однако нынешний вариант, представленный в четверг в профильном комитет, от него сильно отличается.
Итак, что в итоге будут принимать депутаты?
«Самая серьезная и главная правка: мы убрали норму о применения силы или специальных средств при нарушении режима содержания», — заявил первый замглавы комитета по безопасности ГД Валеев. Но что мы читаем в документе? Физическую силу и спецсредства можно будет применять не только при отражении нападения, пресечения преступления, но и при неповиновении. Если надзиратель потребовал от заключенного раздеться догола, а тот отказался, это — неповиновение? По факту - да. И выходит, за это можно сразу «под дых» или все той же дубинкой.
В списке разрешенных спецсредств остались электрошокеры и водометы, против которых выступали правозащитники. Дело в том, что Россия – лидер по сердечно-сосудистым заболеваниям. У многих людей, которых сажают в тюрьму, есть проблемы с сердцем, и если применить электрошокер — оно может остановиться. Если использовать водомет в холодную погоду, то смертей тоже не избежать. Обо всем этом говорили не раз. В итоге депутаты лишь внесли коррективы: электрошокером нельзя бить в область сердца, шеи, головы и половых органов, а водомёт нельзя применять при температуре ниже ноля. При этом все спецсредства можно использовать даже против беременных и подростков, если те участвуют в массовых беспорядках.
Знаете, что можно понимать под «массовыми беспорядками»? Да что угодно. И если три беременных или четверо подростков вдруг откажутся принимать пищу или нарисуют плакат с каким-то требованием - их можно будет полить из водомета и «подзарядить» электрошокером.
Одно из самых важных, на чем настаивало правозащитное сообщество, - запрет использования огнестрельного оружия. Но в новом варианте законопроекта применять «стволы» можно и не только для отражения нападения, но и для пресечения попытки побега. В документ появилось новшество, касающееся уголовно-исполнительных инспекций: им разрешено также применять физическую силу и спецсредства. Но зачем? Допустим, осужденный к обязательным работам отказывается трудиться, а находящийся под домашним арестом не пускает к себе в квартиру инспектора. Зачем им надевать наручники, колотить палкой, электрошокером и вообще даже пальцем трогать? В этом случае инспектор выходит с ходатайством в суд, а тот меняет меру пресечения или наказания на более жесткую. Все. Но, судя по документу, теперь все инспектора будут вооружены.
Обнадеживают несколько новых пунктов в законопроекте: применение любых спецсредств должно фиксироваться на видео, в случае телесных повреждений об этом незамедлительно уведомляется прокурор и безотлагательно предоставляется медпомощь пострадавшим.
Но если честно, не совсем понятно - зачем вообще понадобился этот законопроект? Случаи нападения заключенных на сотрудников тюрем в России - единичны. Зато других проблем за решеткой — выше крыши. Почему, например, депутаты не озаботились поправками, которые бы позволили освобождать парализованных и раковых больных? Почему никак не принимают документ, позволяющий зачислять день пребывания в СИЗО за 1,5 в колонии? Неужели наш парламент настроен только карать и запрещать?