Исследование потребительских расходов в период новогодних и рождественских праздников проводится уже 19-й раз, а за его основу берутся результаты опросов населения в 14 странах Европы. Как выяснили авторы доклада, в этом году впервые за несколько последних лет россияне не собираются сокращать новогодний бюджет, несмотря на общее снижение покупательской способности. Однако до конца расслабить тугие пояса пока не удается: по данным исследования, кризис заставил россиян экономить при покупке подарков. Во всяком случае, европейцы на презенты родным и близким собираются потратить на 8% больше, чем наши соотечественники.
Но даже в режиме экономии запросы у россиян скромнее не стали: самым желанным подарком на Новый год для 67% опрошенных, как и в прошлом году, остаются деньги. Также среди желаемых подарков — смартфоны и компьютеры (для мужчин), путешествия и косметика (для женщин).
Однако, судя по всему, ожидания в этом году не совпадут с реальностью. Как следует из результатов исследования, самым популярным подарком станут шоколад и конфеты, их собирается дарить 51% опрошенных. Впрочем, косметика и денежные средства вошли в топ-3 возможных подарков. Также с большой вероятностью россияне получат от родных и близких продукты питания и напитки, подарочные сертификаты, книги. А вот желанные смартфоны заняли лишь 10-е место в списке приобретаемых новогодних презентов, хотя и поднялись с 17-го места в 2015-м.
Любопытно, что в этом году сезон новогодних покупок в России начнется раньше, чем в прошлом, однако самая высокая покупательская активность придется на вторую половину декабря. Вместе с тем эксперты прогнозируют увеличение доли товаров, приобретаемых через Интернет, с 23% в прошлом году до 31% в этом. Те же, кто предпочитает делать покупки традиционным способом, сделают это в специализированных магазинах (игрушек, одежды, книг) и гипермаркетах.
Кстати, европейцы в отличие от россиян за покупками идут в традиционные местные магазины. Однако сами идеи для новогодних подарков европейцы и россияне черпают из одних и тех же источников. Например, наиболее сильно респонденты из разных стран подвержены влиянию Интернета и промоакций, хотя европейцы обращают больше внимания на рекламу в журналах и листовках.
Между тем опрошенные «МК» эксперты потребительского рынка не спешат разделять оптимизм данного исследования, напоминая о продолжении падения реальных доходов населения. «Кризис никуда не делся, поэтому я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы в новогодние праздники россияне кинулись спускать всю заначку, — сказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Возможно, на продуктах для праздничного стола люди и не будут экономить, но, скорее всего, купят вино подешевле, подарки попроще». Собеседник «МК» посоветовал потребителям не поддаваться эйфории по поводу декларируемого властями улучшения экономической ситуации в стране и подождать с щедрыми подарками хотя бы до 23 февраля и 8 марта.