В 10 утра по местному времени за ручки взялись все одиннадцатиклассники страны. Более 625 тысяч российских школьников выбрали в качестве выпускной работы сочинение, около 14,5 тысячи остановили свой выбор на изложении. По правилам обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вместо итогового сочинения могли писать итоговое изложение. На 2016/2017 учебный год заранее были определены пять основных направлений тем сочинений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
Московским школьникам достался следующий комплект тем итогового сочинения:
«Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?»
«Какой поступок можно назвать бесчестным?»
«Согласны ли вы с утверждением Э.М.Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
«Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?»
«Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?»
Итоговое сочинение в школах проводится в третий раз, его успешное написание является для обучающихся 11-х классов допуском к государственной итоговой аттестации. На выполнение работы ребятам отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дети с ограниченными возможностями и инвалиды имеют право на дополнительные 1,5 часа для работы над сочинением или изложением.
Традиционно работы оцениваются по системе «зачет/незачет». Ученики, которые не справятся с заданием, не явятся на сочинение или не успеют закончить его в положенный срок по уважительным причинам, смогут повторно выполнить работу 1 февраля и 3 мая 2017 года. За сочинение автоматически выставляется «незачет», если оно содержит менее 250 слов, включая служебные, рекомендуемый объем работы — 350 слов. При написании сочинения можно использовать цитаты, но они не должны превышать половины от объема работы. Несамостоятельное сочинение засчитываться не будет. Схема оценки сочинения проста: для получения «зачета» необходимо получить «зачет» по критерию «Соответствие теме» и критерию «Аргументация», также дополнительно по одному из следующих критериев: «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».
После окончания итогового испытания «МК» поинтересовался у московских школьников, насколько сложным им показалось главное школьное сочинение.
Елена Панкратова: «Я выбрала тему из направления «Дружба и вражда», на мой взгляд, она наиболее выгодная из представленных. Эта тема дает широкий простор для рассуждений, изложения собственных взглядов и мыслей. Мне хватило трех часов, чтобы закончить работу, по-моему, это было совсем несложно. Надеюсь на положительный результат».
Николай Кондратьев: «Честно говоря, с русским и литературой у меня отношения не очень складываются. Поэтому любое сочинение мне дается с большим трудом. Я выбрал тему «Какой поступок можно назвать бесчестным?», старался писать как можно проще, чтобы не наляпать ошибок. Может, повезет и «зачет» выйдет, очень не хочется заново переписывать работу».