Сначала вернемся в август 2012 года. В рубрике «Срочно в номер» мы тогда рассказали о гнусном преступлении на северо-востоке Москвы. Некий Юрий Козловцев на улице заманивал девочек в свою квартиру под предлогом съемок в журнале «Ералаш». Причем выяснилось, что педофил уже судим за нападения на несовершеннолетних. Суд в итоге оценил его «выступления» по заслугам: приговор — 22 года тюрьмы.
Осень 2016 года. На редакционную почту приходит фото странички номера «МК» за 2012 год — заметка со знакомым заголовком «Школьница шла в «Ералаш», а оказалась в логове педофила». Странно, думаем: кому вздумалось вспоминать события четырехлетней давности? Читаем текст: «Как стало известно «МК», с ученицей 8-го класса москвич Александр Ланьшин познакомился на улице...»
Что за ерунда? Может, новый эпизод со старыми деталями? Да нет, заметка слово в слово повторяет ту, от 7 августа 2012 года, где рассказывалось о Козловцеве. Но имя и фамилия, а также фотография — абсолютно постороннего человека!
Наверное, пора дать слово самому Александру Ланьшину.
— Представьте себе, для моей бывшей жены, друзей и знакомых я абсолютно неожиданно стал педофилом! Неизвестный начал рассылать моим знакомым по соцсети Вконтакте письма с этой статьей, но вместо фамилии извращенца и его фотографий в ней указывались мои данные! А вместо карточки этого человека красовались мои фото.
—У вас есть предположения, зачем это кому-то понадобилось?
— Предположения? Я точно знаю причину отправки этих писем, хотя не уверен насчет фамилии отправителя. Мне нравится в свободное от работы время проводить за компьютером в Интернете. Как-то незаметно я подсел на аналитическую игру, в которую играют многие пользователи, зарегистрированные Вконтакте. Если коротко, то ты можешь «грабить» банки других игроков — это не запрещается правилами. Что я и сделал с одним из участников игры. Конечно, это все происходит в виртуальном пространстве, и никаких настоящих денег в игре не присутствует. Спустя пару дней я получил сообщение, содержание которого приводить в печати нецелесообразно. Суть его сводилась к тому, что я отвечу за свой поступок. Хотя хочу повторить — мои действия не противоречили правилам...
После этого все и началось. Злоумышленник начал звонить по ночам как мужчине, так и жене Александра, хотя та находится с ним в разводе. Назначал непонятные встречи и угрожал Ланьшину сжить его со свету. По словам злоумышленника, на его счету уже было несколько человек, которые переступили роковую черту и совершили свой последний прыжок с балкона. Наконец, последней каплей стала рассылка писем со статьей в «МК».
— Этот негодяй взял за основу вашу заметку за 2012 год о педофиле, которого задержали оперативники, — продолжил свой рассказ Ланьшин, — и поменял в ней фамилию задержанного на мою. Это переполнило чашу моего терпения. Я направился в отдел полиции Лосиноостровского района и написал заявление обо всем, что происходило.
— Какое решение приняли полицейские?
— Возле окошка дежурной части ко мне вышел офицер. Он дал мне две бумажки. На одной мне предстояло написать заявление, а другая была бланком объяснения. Я заполнил эти две бумаги и просунул их в окошко дежурки. Вот и все. Через две недели получил письмо от участкового А.С.Власова. В нем сообщилось, что по моему заявлению в возбуждении уголовного дела отказано.
— Собираетесь ли вы и дальше искать правду у правоохранителей и добиваться розыска и привлечения к ответственности клеветника?
— Конечно. Я уже написал заявление в прокуратуру. Теперь жду ответа из этого учреждения. Я не понимаю, почему силовики не захотели заниматься этим довольно простым делом. У меня имеются номера телефонов, с которых звонил аферист. Понятно, что его страница в соцсети может быть фейковой. Но поверьте компьютерному специалисту, а я надеюсь, что такие в МВД имеются, не составит труда вычислить этого человека.
Честно признаемся, мы далеки от цели разбирать моральный облик и финансовое положение г-на Ланьшина. Возможно, у кого-то к нему есть вполне обоснованные претензии. Но знаем одно: доказывать свою правоту нужно законными методами, а не клеветой. Тем более, состряпанной с помощью абсолютно правдивых публикаций о совсем другом человеке.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ:
Комментирует кандидат юридических наук адвокат Андрей Некрасов: «Полиция законно отказала господину Ланьшину в возбуждении уголовного дела по ст. 128.1 УК РФ «Клевета», поскольку уголовные дела по данной категории возбуждаются и рассматриваются мировыми судьями. Мужчине необходимо подать соответствующее заявление мировому судье. Если обидчик Ланьшину неизвестен, то уже мировой судья направит заявление в орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, поскольку сам судья не имеет возможности определить подозреваемого».
Комментирует специалист в области коммуникаций и связи Николай Крапоткин: «В этом случае необходимо в первую очередь обратиться в администрацию социальной сети со всеми документами, удостоверяющими личность потерпевшего, и скриншотами подтверждающими противоправную деятельность злоумышленника. И, конечно, после соблюдения всех правовых процедур к поиску клеветника должны подключиться оперативники отдела «К» — это подразделение МВД занимается раскрытием преступлений в сфере компьютерных технологий.