— Среднее профобразование лежит в зоне особого внимания государства, — заявила, открывая конгресс, глава Минобрнауки Ольга Васильева. — Сегодня СПО должно формировать гражданина, который получает радость от труда. Поэтому в центр образовательного процесса в кратчайшие сроки возвращается воспитательная составляющая, формирующая такие добродетели, как доброта и уважение к старшим, а в повестку дня страны — повышение престижа рабочих профессий. Новый подход закрепят поручения президента: об улучшении материально-технической базы СПО, о государственно-частном партнерстве в этой сфере, а также об общежитиях и о внеучебном времени студентов СПО.
Приведение в порядок общежитий, тем более тех, где живут студенты техникумов, дело долгое и муторное. А вот вовлечь работодателя в подготовку высококвалифицированных кадров среднего звена государство наконец-то решилось. После 20 лет обсуждений, по счастливой случайности аккурат в день открытия конгресса, приняты поправки к Налоговому кодексу, позволяющие работодателю относить на прибыль затраты на сетевые образовательные программы.
Тем самым открывается путь не только дуальному обучению, сочетающему изучение теоретической части образовательных программ в колледжах с практической работой студента на реальном предприятии, но и доучиванию выпускников колледжей в нужном работодателю направлении. А это, как рассчитывают власти, позволит добиться к 2020 году стократного увеличения числа выпускников системы СПО. Причем каждого, как велит новый стратегический госпроект «Рабочие кадры для передовых технологий», — с квалификацией не ниже мирового уровня.
Впрочем, многое, как свидетельствуют подготовленные к 23 ноября итоги первого в нашей стране мониторинга системы СПО, изменилось уже сейчас.
Во-первых, больше не подлежит сомнению, что недавние прогнозы о тотальном переходе выпускников школ в вузы не сбылись. На самом деле, уточнил «МК» один из авторов исследования, главный эксперт Института образования Высшей школы экономики Федор Дудырев, «сейчас численность студентов колледжей сопоставима с университетской — около 3 млн человек, а в наборе в системы среднего и высшего профобразования установился паритет на уровне 50% на 50%». (Свою роль, добавим, в этом плане сыграло «перекрытие кислорода» злоупотреблениям, традиционно процветавшим на ЕГЭ до 2014 года. Причем особенно заметны эти процессы на Северном Кавказе. В некоторых республиках набор в систему СПО с тех пор увеличился более чем вдвое, и местное руководство не скрывает, что это — следствие невозможности получить завышенные оценки ЕГЭ).
Во-вторых, не оправдались опасения, что после передачи системы СПО с федерального уровня на региональный пойдет массовое закрытие колледжей. «Оптимизировать» их число, закрыв мелкие и, следственно, нерентабельные, если других учреждений СПО в данном сельском округе нет, практически невозможно. Пусть их «себестоимость» и велика, но социальная функция важнее. И колледжи в отличие от школ и вузов в регионах не трогают.
В-третьих, при невысоком в целом среднем балле поступления в колледжи (3,77) есть специальности, где этот балл близок к максимальному — например, в медицинские колледжи и колледжи культуры он составляет 4,5–4,7 балла.
В-четвертых, обновление преподавательских кадров привело к тому, что каждый третий преподаватель колледжа сегодня относится к категории молодых, а в ряде регионов это число достигает 50%.
Самые популярные на сегодня профессии СПО — «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «повар-кондитер» и «автомеханик». При этом взрывообразно, по словам Дудырева, «растет набор айтишников, включая компьютерную безопасность. Хорошие показатели у транспортников, включая железнодорожный, автомобильный и водный. Другой активно растущий сегмент — строительный, хотя еще пять лет назад думали, что все места на стройках захватят мигранты. Нет! Популярность строительных колледжей быстро растет». И это — пятый из развенчанных мифов.