Сейчас в центре идет подготовка к сдаче выпускных экзаменов. Курсанты, одетые в новенькую экипировку «Ратник», оттачивают свое мастерство на полигоне.
На позиции разворачивают к бою два артиллерийских орудия МТ-12 «Рапира». Эта противотанковая пушка поступила на вооружение еще в начале 1970-х годов, однако до сих пор подтверждает свои высокие характеристики. Недаром ее называют «снайперской пушкой». Артиллеристы снимают чехлы и разводят станины, опускают нижний броневой щит, закрывающий их от осколков и пуль.
— К бою!» — звучит команда, и курсанты бегут к противотанковому орудию.
— Ориентир 47, право десять, ниже пять, цель БМП, — команды руководителя стрельб звучат тарабарщиной для гражданского человека. Но не для артиллеристов.
— Цель вижу, — моментально реагирует наводчик.
Тишину разрывают выстрелы из «Рапир». Чтобы снизить энергию отдачи, ствол пушки оборудован дульным тормозом. Из-за своей необычной формы он получил прозвище «Солонка». В момент выстрела из дульного тормоза вырывается яркое пламя. Учебная цель поражена.
Курсант 31-го учебного взвода рядовой Артем Рахимджанов, который призывался из Татарстана, рассказывает о прицельных приспособлениях «Рапиры»:
— Вот это оптический прицел, — похлопывает он рукой по одной из трубок на пушке. — Он предназначен для стрельбы прямой наводкой. Это панорамный прицел, который нужен для стрельбы с закрытой огневой позиции.
Попасть в учебный центр, по словам Артема, очень непросто. Солдат должен дружить с точными науками — математикой, геометрией, физикой. Ведь в ходе занятий нужно по специальным баллистическим формулам измерять дальность до цели, определять поправки для движущихся мишеней. В первые дни в учебке Артему было тяжело усвоить назначение прицельных приспособлений, но на занятиях он все отработал до автоматизма.
— Нашу пушку еще называют снайперской винтовкой артиллерии, потому что если правильно навести прицел, из него можно попасть в каску с расстояния несколько тысяч метров, — нахваливает орудие курсант.
Пока Артем не знает, где ему предстоит служить после учебки.
— Честно говоря, не задумывался, куда хочу попасть, куда родина пошлет, туда и поеду, — шутит он. — Служу несколько месяцев. По окончании курса мне присвоят звание младшего сержанта и специальность старший наводчик оружия.
По словам Артема, учебный процесс в центре поставлен очень хорошо, скучать не приходится. С 8 утра до 4–6 вечера курсанты сидят за партой и изучают теорию. Несколько раз в неделю в поле проходят практические занятия.
— Как правило, нормативов по стрельбе нет, просто все знают, что у танка между первым и вторым выстрелами перезарядка идет 4 секунды, и за это время мы должны успеть поразить цель, — говорит он.
Артем поясняет, что точность стрельбы в том числе достигается тем, что орудие бьет, используя заранее намеченные ориентиры.
— Командир орудия до занятия позиций выбирает ярко выраженные ориентиры на местности и высчитывает расстояние до них. Обозначаются ориентиры первой, второй и третьей линий, и, исходя из этих ориентиров, мы уже точно знаем дальность до ориентира и наводим на цель, — раскрывает нюансы подготовки артиллериста Артем. — Помимо стрельбы из орудий у нас проходит и огневая подготовка из штатного оружия — стреляем из автоматов, за время учебки мы на стрельбы ходили уже семь раз.
Каждый боец из расчета до автоматизма отработал свои действия. Заряжающий по команде подает нужный снаряд. Ему необходимо в течение пяти секунд, услышав вводную, поднести снаряд к стволу и зарядить орудие. Причем заряжающий должен быть физически крепким, таскать снаряды, вес которых больше 10 кг, — дело не из простых. Если происходит осечка, то подается команда: «Стрельба, стой!», и раcчет устраняет эту неисправность. Если откат очень сильный или его вообще нет, то стрельба также останавливается.
Неподалеку от позиций «Рапир» развернут брезентовый тент, под которым стоят несколько стульев и разложены макеты ракет. Это полевой учебный класс, где курсанты изучают устройство переносных противотанковых ракетных комплексов «Фагот». Он предназначен в первую очередь для поражения танков и других бронированных целей, но может сбить и вертолет, а также уничтожить огневую точку. Для стрельбы по целям используются реактивные снаряды, причем курсанты должны самостоятельно определить, какой вид они должны использовать для конкретной мишени.
— Если вам даны две цели, одна на дальности 1300 метров, вторая три тысячи метров, какую вы поразите в первую очередь? — спрашивает инструктор.
— В первую очередь я поражу ближнюю цель ракетой 9М111 (ракета имеет радиус поражения до 2 км), а дальнюю — ракетой 9М113 (способна поразить цель на расстоянии до 3 км), — без запинки отвечает курсант.
Как рассказал начальник учебного центра полковник Амангельды Сараков, география прохождения службы выпускниками достаточно обширна. На курсе обучается до тысячи человек, но в зависимости от необходимости специалистов в войсках эта цифра постоянно варьируется. Полковник рассказал, что число военнослужащих по контракту увеличивается — и следующий курс практически полностью будет укомплектован контрактниками.
В центре есть ряд специальностей, которые требуют особого склада ума, поэтому призывников отбирают с пристрастием.
— Без специального образования трудно пройти этот отбор, — говорит офицер. — Благодаря такому жесткому отбору неуспевающих в центре нет. Все ребята благополучно сдают экзамены и распределяются в войска.