Послушать большинство выступавших на открытии съезда, так родимое государство сроду так не заботилось о допобразовании детей, как сейчас. Тут и федеральные целевые программы, и усиленное госфинансирование, и даже целый президентский указ! Да и как иначе, если в XXI веке на первый план выходят креативные способности: уже среди нынешних рабочих мест, как подсчитали дотошные американцы, 40% предполагают наличие у работника творческих способностей, а среди новых мест их доля поднимется до 70%. А где же формировать креативщиков, как не в системе дополнительного образования!
Теперь вот готовится новый план преобразований: государственный проект «Доступное допобразование для каждого ребенка».
Прежде всего изменится содержание программ дополнительного образования. Окончательно изменится принцип финансирования кружков и секций: «В первую очередь, — разъяснила директор Института госсектора экономики ВШЭ Татьяна Абанкина, — будут поддерживаться востребованные родителями программы дополнительного образования», а также те, что являются приоритетными с точки зрения государства (например, научно-технические). На них по принципу «деньги следуют за учащимся», уже применяемому в среднем и высшем образовании, и будут выделяться основные средства.
Практический итог нововведения для немассовых кружков вроде нумизматических очевиден: скоропостижная смерть. А вот как новая модель финансирования монтируется с провозглашенным лозунгом доступности допобразования для каждого ребенка, совершенно неясно. К примеру, в малых городах и селах в отличие от мегаполисов население продолжает таять, и в том числе детское, так что массовых кружков там не будет. Что же, их и не откроют?
Еще одним принципиальным новшеством для системы дополнительного образования станет введение ранее не существовавших оценок качества его образовательных программ, а также критериев и показателей этой оценки. От этих оценок теперь будет зависеть выделение кружку бюджетных средств, а условия их распределения предполагается сделать «прозрачными». Но повысит ли это их качество?
Радует, что для каждого из детей собираются ввести единое электронное портфолио достижений не только в кружках, но и в конкурсах за все время обучения. Однако главный вопрос остался все же за скобками обсуждения: бюджетное финансирование дополнительного образования детей. Как показала практика регионов, где новые принципы уже начали вводить, доля кружков, платных для населения, сразу возросла. А если бюджет образования на 2017 год, как предполагалось, еще и сократят на 10%, то будет еще хуже. Не станут ли кружки по карману лишь незначительной части российских семей?