— Наталия Викторовна, все ли возможное сделали сотрудники правоохранительных органов?
— Оценку действиям правоохранительных органов, в том числе СОБРа, даст прокуратура и следственные органы. Но мое мнение как уполномоченного по правам ребенка таково: в доме находились обычные дети, несмотря на то что у них в руках было оружие. И, наверное, нужно было это учитывать при проведении переговоров. Я считаю, что помимо психолога, представляющего правоохранительные органы, нужно было приглашать психолога, специализирующегося на кризисных ситуациях. Пока не могу сказать, был ли использован этот ресурс.
— Но психолог на переговорах был?
— По информации, которую давал Следственный комитет, был. Но я знаю, что все это время на связи с ребятами был и еще один взрослый — классный руководитель девочки. Об этом стало известно на совещании в администрации Псковской области. Девушка только в этом году перешла в класс, который курирует этот учитель. Но у них сложились очень доверительные отношения. Педагог, видя эмоциональные переживания девочки, как внутрисемейные, так и связанные с первыми романтическими отношениями, стала для подростка тем взрослым, с которым она всем делилась. И именно этот учитель находился в контакте с девушкой в тот момент, когда она находилась в доме. На совещании женщина даже проронила фразу, что, если бы была на месте, возможно, смогла бы уговорить ребят сдаться. В переписке ведь не все можно сказать.
— Учитель увидела трансляцию из дома? Или девушка сама вышла с ней на контакт?
— 14 ноября был первый учебный день после каникул, но ребята на занятия не пришли. Педагог начала отслеживать, есть ли они в соцсетях. Увидела, что Карина в онлайне, написала ей. И только тогда выяснилось, что идет видеотрансляция трагедии.
— Что учительница говорила ребенку?
— Я эту переписку читала, но не могу в точности ее воспроизвести. Она говорила, что все их любят, пыталась отвести их от трагического шага. Другой вопрос, что это не была помощь профессионального кризисного психолога.
— А школьный психолог работал с этими подростками?
— Знаю, что, когда у ребят только начались романтические отношения, были рекомендации со стороны учебного заведения обратиться к нешкольному психологу. Может быть, еще на той стадии ребятам можно было бы помочь. Но родители этим советам не последовали.
Продолжают выяснять обстоятельства трагедии в поселке Струги Красные Псковской области и следователи. На данный момент на экспертизу отправлены два оружейных сейфа (жители поселка рассказали корреспонденту «МК», что оба они были вскрыты), пара винтовок, пистолет и около сотни патронов. Пока неясно, надлежащим ли образом отчим Карины хранил весь этот арсенал: были ли у него документы и прятал ли он ключи от детей. Как пояснили «МК» в пресс-службе СКР по Псковской области, «оружейные сейфы могут и не иметь видимых следов повреждений, но при этом быть вскрыты. Например, если подростки подобрали подходящие ключи. Все это должны прояснить эксперты».
Кроме того, следователи выясняют личности пользователей, комментировавших трансляцию в Интернете.
Всплыл и еще ряд деталей. Например, молодой человек уже, как написано в информационном релизе, «попадал в поле зрения правоохранительных органов». Правда, как пояснили «МК» в пресс-службе, речь идет о вызовах на комиссию по делам несовершеннолетних. «Некоторое время назад появились неприятные «звоночки», что молодой человек прогуливает уроки, нарушает дисциплину. И сразу по инициативе образовательного учреждения с ним начали работать. Вместе с мамой его приглашали на комиссию, чтобы найти пути решения и повлиять на ситуацию. То есть нельзя сказать, что с подростком не работали».
Читайте материал «Снайпер лежал за сараем»: очевидцы описали псковскую трагедию с подростками"