Почему обычная пожарная техника не годится для работы на Севере
Появление нового пожарно-спасательного автомобиля, который смог бы работать при сверхнизких температурах, было крайне важно, ведь более 80% территории России занимают районы с холодным и очень холодным климатом. Особенно актуально это стало в связи с бурным развитием Арктики, которая в последнее время стала самостоятельным и весьма интересным объектом в связи с нашими особыми национальными интересами в этом регионе.
В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года предусмотрено ее социально-экономическое развитие, модернизация и развитие инфраструктуры. То есть в зонах экстремально низких температур будет бурно развиваться строительство новых объектов различного назначения. А их необходимо защищать.
— В холодных климатических районах в зимний период складывается особенно сложная оперативная обстановка с тушением пожаров. Низкие температуры воздуха способствуют не только увеличению количества пожаров, но и осложняют сам процесс их тушения, — рассказывает Михаил Алешков.
По его словам, в северных районах при тушении пожаров возникает серьезная проблема — вода в пожарных рукавах в условиях низких температур попросту замерзает.
Для того чтобы понять, как можно исправить эту ситуацию, ученые АГПС МЧС России провели серьезный анализ всех крупных пожаров, происшедших на территории России за последние 25 лет. Особое внимание они уделили изучению случаев отказов техники, произошедших из-за негативного влияния окружающей среды.
Именно влияние климата определяет различные условия для деятельности пожарных подразделений, — поясняет Алешков выводы, сделанные учеными. — Зимой эффективность и время тушения пожара зависят не только от уровня подготовки огнеборцев и их технической оснащенности, но и от климата, в котором приходится работать.
Уже при температуре воздуха от -30°С использовать обычную технику становится невозможно из-за переохлаждения механизмов.
— При температуре -35°С поломок бывает в 10 раз больше, чем при 0°С, — поясняет Алешков. — При использовании пожарной техники температурные ограничения недопустимы. Она должна находиться в постоянной боевой готовности и тушить пожары при любой погоде.
Опыт, помноженный на смелость, дал отличный результат
Пожарно-спасательный автомобиль, способный работать при температуре до -60°C, разрабатывался и создавался учеными Академии ГПС МЧС России совместно с инженерами ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования», при участии Якутского отделения РАН.
Очень важно, говорят специалисты, что в процессе разработки принимали активное участие и молодые ученые академии. Более опытные наставники передавали молодежи, окрыленной самыми смелыми идеями, свой опыт, сохраняя преемственность и верность славным традициям министерства. Таким образом, общими усилиями нескольких поколений ученых была предложена концепция создания совершенно уникального северного пожарного автомобиля. А в доведении теорий до практического совершенства участвовали и представители отечественных предприятий. На полную разработку машины ушло около четырех лет.
Результат этой работы оказался выше всех ожиданий. Автомобиль получился не только морозоустойчивым, но и многофункциональным. Очень важно, что применять его можно в сложных погодных условиях и добровольными пожарными, и сотрудниками муниципальных организаций.
А его применение при ликвидации пожаров значительно сократит время тушения, а следовательно, и уменьшит ущербы от них.
Машина успешно прошла опытную эксплуатацию в Якутске и уже работает в Сибири: в Ханты-Мансийском гарнизоне, на севере Красноярского края и в Иркутской области. Всего на вооружении МЧС России имеется 15 таких автомобилей.
Особенности «северного» автомобиля
Автомобиль со сложным названием «ХЛ ПСА-С-6,0-40/100 (IVECO AMT 6339)–40ВР», а сокращенно — «ПСА-Север» отвечает всем задачам, которые были поставлены перед коллективом ученых, — тушению крупных пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах в условиях низких температур; проведению аварийно-спасательных работ в районах Крайнего Севера; доставке к месту пожара личного состава, пожарно-технического оборудования и запаса огнетушащих веществ; обеспечению работоспособности насосно-рукавных систем при низких температурах.
Важно, что изготовлена машина на шасси «IVECO AMT 6339» российского производства с температурой эксплуатации от -60 до +40°С с возможностью кратковременной работы при температуре окружающего воздуха до -70°С.
Особенность пожарного автомобиля заключается в расположении пожарного насоса в утепленном месте, в технологии обогрева водопенных элементов теплом отработанных газов двигателя, а также в применении специального насоса, подогревающего воду при подаче. Таким образом, новая пожарно-спасательная машина исключает замерзание воды внутри рукавов при длительном тушении серьезных пожаров.
Решили ученые и еще одну задачу, особенно важную для районов Севера. Дело в том, что из-за низких температур воздуха практически невозможным был водозабор из пожарных гидрантов. Они быстро замерзают, поэтому забор воды происходит из открытых водоисточников. Но в начале зимы лед на водоемах еще тонок, поэтому заезд на него пожарного автомобиля невозможен. Для решения этой проблемы «ПСА-Север» был укомплектован насосом специальной конструкции.
Позаботились ученые и о спасателях, работающих на этих машинах. Так, например, была проведена работа по дополнительному утеплению кабины.
— В кабине установлена панель управления системами автомобиля, что позволяет водителю управлять насосной установкой и другими техническими элементами автомобиля, не выходя из кабины. Кузов машины представляет собой единую утепленную конструкцию, установленную на базовое шасси и изолированную от салона автомобиля. В нем размещается современное пожарно-техническое вооружение, комплект специального аварийно-спасательного инструмента и оборудования, а также переносная электростанция и средства спасения с высоты, — рассказал Михаил Алешков.
Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
«Мы используем самые современные технологии для повышения эффективности и качества реагирования, увеличения количества спасенных людей — это главная задача, которую мы перед собой ставим».