«В настоящее время МЧС России совместно с заинтересованными структурами проведена большая работа по внедрению современных подходов к организации и ведению гражданской обороны, наращиванию ее потенциала.
Органы управления и силы гражданской обороны показывают свои возрастающие возможности при ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров. Пожарно-спасательные подразделения ежедневно выполняют боевые задачи по тушению крупных пожаров, проведению сложных спасательных работ, разминированию и практической помощи людям в беде, повышают свое профессиональное мастерство и технические возможности», — сообщил министр.
Он рассказал, что в 2016 году в рамках гуманитарного реагирования силы ГО участвовали в тушении пожаров в Португалии (Сибирский АСЦ), ликвидации последствий землетрясения в Италии (Центроспас, Южный и Красноярский АСЦ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС), гуманитарном разминировании в Сербии (ЦСООР «Лидер»).
В Донецкую и Луганскую области Украины Ногинский и Донской спасательные центры доставили 57 конвоев, а это более 65 тысяч тонн гуманитарных грузов.
Силы ГО также осуществили ряд других международных гуманитарных операций.
Отдельно Владимир Пучков остановился на проведенной в этом году крупномасштабной Всероссийской штабной тренировке по гражданской обороне с федеральными структурами, регионами, городскими и сельскими поселениями. В ней были задействованы практически все органы управления и силы гражданской обороны.
По его словам: «В ходе ее проведения отработаны на практике вопросы взаимодействия, апробированы новые подходы к защите населения, выявлены узкие места и намечены пути дальнейшего совершенствования гражданской обороны.
В современных геополитических, экономических, военно-стратегических и других условиях сформированы новые концептуальные подходы к формированию и реализации государственной политики в области гражданской обороны на перспективу до 2030 года».
* * *
Проектом Основ предусмотрены меры по развитию гражданской обороны, одобренные на оперативном совещании Совета безопасности Российской Федерации 22 сентября 2015 г.
Во-первых, при подготовке проекта Основ госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.
Структура проекта Основ госполитики отвечает современным требованиям к разработке документов стратегического планирования (Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).
Проект документа определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.
Согласно основам главная цель реализации государственной политики в этой области — обеспечить гарантированный уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз в современных экономических условиях.
Во-вторых, основными задачами в области гражданской обороны на период до 2030 года являются:
* развитие нормативной правовой и нормативно-технической базы с учетом актуальных требований и формировании действенных механизмов по их реализации от федерального центра до городских и сельских поселений при активном участии граждан;
* формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны при эффективном использовании финансовых и материальных средств;
* внедрение инновационных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей на основе использования технических средств отечественных производителей, а также другие задачи.
В проекте документа отдельное внимание уделено улучшению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач гражданской обороны.
Основы госполитики определяют основные факторы, тенденции развития и показатели оценки состояния гражданской обороны.
Также определены инструменты реализации государственной политики в этой сфере, источники и механизмы ресурсного обеспечения мероприятий по гражданской обороне.
В-третьих, выполнить Основы госполитики планируется в два этапа.
На первом до 2020 года будут сформированы отвечающие современным требованиям законодательная основа, национальные стандарты, своды правил, нормативная правовая база ГО в субъектах Российской Федерации, а также совершенные механизмы их реализации.
Планируется проведение мероприятий по совершенствованию системы управления гражданской обороной. Силы гражданской обороны будут обеспечены современными отечественными образцами техники и оборудования, повышена их готовность и аэромобильность.
Внедрение новых подходов к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны, пересмотр требований к строительству метрополитенов и защитных сооружений, созданию запасов, оптимизации эвакуационных мероприятий позволяет ежегодно экономить сотни млрд рублей.
Эти направления планируется сохранить, внедряя новую экономическую модель развития гражданской обороны.
На втором этапе до 2030 года гражданская оборона внедрит передовые технологии защиты населения, будет создана гибкая система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей с учетом тенденций, опасностей, угроз, особенностей регионов.
* * *
Реализация Основ государственной политики позволит сформировать отвечающую современным требованиям нормативную правовую и нормативно-техническую базу в области гражданской обороны.
Совершенствовать систему управления гражданской обороной и развивать Национальный центр управления в кризисных ситуациях на основе системы государственного управления в стране.
Интегрировать в технологии гражданской обороны Комплексную систему безопасности жизнедеятельности населения, «Систему-112», аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и другие современные проекты.
Внедрять современные методы, средства и способы проведения мероприятий по гражданской обороне, направленные на повышение защищенности населения.
Использовать потенциал гражданской обороны в развитии экономической и социальной инфраструктуры, обеспечении безопасности и комфорта проживания людей.
Повысить уровень подготовки руководящего состава и сил, в первую очередь на критически важных объектах, и населения по вопросам гражданской обороны. При этом внедрить новые формы, программы и методы подготовки с использованием современных технических средств обучения, компьютерных технологий и тренажеров.
Также планируется расширить международное сотрудничество по вопросам гражданской обороны и реализовать Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы.
Намечено продолжить работу на международном уровне с МОГО по формированию международной сети координации международной гуманитарной деятельности, а также продвижению российских пожарно-спасательных технологий в зарубежные страны.
Выполнение мероприятий, предусмотренных проектом Основ госполитики, будут осуществлены в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие бюджетные циклы.
«Представленный проект Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года позволит:
* обеспечить эффективную реализацию государственной политики в области гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий;
* сформировать действенные механизмы защиты населения и устойчивого функционирования социальной инфраструктуры и экономики.
Проект документа согласован в установленном порядке на федеральном уровне и с субъектами Российской Федерации.
На проект основ получено положительное экспертное заключение независимой экспертизы, а также пройдено общественное обсуждение в сети Интернет», — заключил министр.
Владимир ПУЧКОВ, глава МЧС России
«В современных геополитических, экономических, военно-стратегических и других условиях должны быть сформированы новые концептуальные подходы к государственной политике в области гражданской обороны».
СПРАВКА "МК"
ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ, ВЛИЯЮЩИМИ НА СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ:
* возрастание рисков возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе связанных с глобальным изменением климата, техническим состоянием производственной и транспортной инфраструктуры, критически важных и потенциально опасных объектов;
* возрастание возможного ущерба и объемов работ по защите населения, материальных и культурных ценностей от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
* угроза возникновения военных конфликтов, а также применение различных форм и методов воздействия на население;
* сохранение вероятности возникновения эпидемий, в том числе вызванных новыми неизвестными ранее возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных;
* растущая угроза проявления экстремизма, а также другие факторы.
СПРАВКА "МК"
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТ ОПАСНОСТЕЙ ПРОВОДЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
* совершенствуются и приводятся в соответствие с современными требованиями нормативная правовая база и нормативно-техническая основа гражданской обороны;
* реализуются мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
* проводятся мероприятия по совершенствованию систем управления, информирования и оповещения населения;
* планируются мероприятия по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также мероприятия по инженерной, радиационной, химической, биологической и медицинской защите населения;
* разрабатываются и внедряются современные средства и технологии защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей;
* приводится в соответствие с задачами, решаемыми в мирное время и при возникновении военных конфликтов, структура, состав, численность и уровень готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны к выполнению задач по предназначению;
* создаются группировки сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
* повышается эффективность реагирования органов управления и сил гражданской обороны на крупномасштабные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
* совершенствуется система обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне.