Директор школы-2016: «Дети сейчас читают и пишут много. Но не всегда то, что нужно»

Школа или массовое производство заготовок?

Во всероссийском конкурсе на лучшего школьного директора страны этого года победил Андрей Шевченко, директор краснодарской школы №98 им. Генерала Трошева. Школа, которую он возглавляет, — еще совсем юная, ей всего четыре года. Андрей Владимирович поделился с «МК» своими соображениями о том, какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей, как добиться дисциплины в классе, верно ли, что нынешние дети мало читают.

Школа или массовое производство заготовок?
Фото предоставлено организаторами конкурса "Директор школы"

— Руководить школой — колоссальная административная работа, а вы еще и историю в 5-х классах преподаете. Зачем вам дополнительная нагрузка?

— Во-первых, для удовольствия — я много лет преподавал историю, среди моих выпускников есть стобалльники ЕГЭ, мне очень нравится быть учителем, и я не хочу совсем от этого отказываться ради административной работы. Во-вторых — получается, что через мои руки проходят все наши школьники, и каждого я в результате знаю лично, а это очень важно для директора. Я руковожу этой школой с момента ее открытия 4 года назад, и сказать, что она состоялась, пока нельзя — слишком рано. Но у нас уже есть определенная репутация, традиции, и это очень важно. Мы стараемся формировать школьный коллектив как единое сообщество учителей и детей, устраиваем мероприятия, в которых дети участвуют совместно со взрослыми. Например, в День учителя у нас школьники становятся преподавателями: я с утра собираю старшеклассников в актовом зале, в своем приветствии называю их коллегами и распределяю по классам. И они проводят уроки по разным предметам у тех школьников, которые младше.

Другая традиция — ежегодный общешкольный туристический слет. Помимо того что каждый класс по отдельности периодически выезжает за город, на этом слете собирается вся школа — а это почти полторы тысячи одних только учеников.

— Это же очень сложно организовать!

— Да, но я настаиваю, чтобы выезжали все. Выбираем какое-нибудь красивое место на природе — у нас прекрасные места! — ставим палатки, разводим костры. Это очень важно, чтоб ребята видели и друг друга, и учителей в такой вот неформальной обстановке, чтоб все вместе занимались общим делом. В такой обстановке многие конфликты разрешаются сами собой. Меня очень радует, что за нами всегда следует «караван» родителей, которые становятся соседним биваком, общаются, помогают друг другу. Взаимодействие школы и родителей очень важно, только совместно можно заниматься воспитанием, учителя и родители должны быть заодно.

— Как вы решаете больной для большинства сегодняшних школ вопрос — вопрос дисциплины на уроках и, вообще, поведения?

— Это действительно очень сложный вопрос. Родители часто считают его главным, и не задумываются, какими средствами это можно достичь. Ведь ценить что-либо обычно нас заставляет возможность потерять. Но отчисление из школы — событие практически невозможное. И дети, особенно постарше, очень скоро начинают понимать, что, по большому счету, им никто ничего не может сделать. Ну, вызовут к директору, ну, надует он щеки, нахмурит лоб... Покричит и перестанет.

И получается, что управлять дисциплиной учитель может, только опираясь на внутренние побудительные мотивы у детей. То есть формировать у них способность к самоконтролю. А это проще делать, когда ученик находится в уже сформированном коллективе с определенными ценностями. Вот наша школа новая, и каждый год у нас появляется около пятисот новых учеников. Они приходят из другой среды и иногда начинают вести себя неподобающим образом. Для меня очень ценно, что обычно на такое поведение — например, когда пачкают стены, портят школьное имущество — в первую очередь реагируют не учителя, а сами школьники. Подходят к новеньким и говорят: так нельзя, у нас так не принято.

— Вы не считаете, что общий уровень образования сейчас упал — в сравнении, скажем, с советским образованием?

— Нет, не считаю. Тут дело в другом. Если обрисовать объем знаний, полученных в советской школе и в нынешней, в виде окружностей, то они не совпадут — у них будет лишь какой-то общий сектор. Поэтому, когда мы видим пробелы там, где наша окружность не совпадает с той, нам кажется, что дети меньше знают. Но у них есть своя окружность, и в ней много того, чего даже близко не знали мы в том возрасте. Мир быстро изменяется — и вместе с ним меняются и области знаний. Вот сейчас часто говорят о том, что дети мало читают. Я с этим не согласен — читают не меньше, чем раньше, просто не на бумажных носителях, изменился контент их чтения. А уж пишут однозначно больше — в день могут до сотни сообщений отправлять! Тогда как 30 лет назад редкий школьник писал даже одно письмо в день. Уровень коммуникации сейчас совершенно другой, другой ритм, другая направленность движения. Хорошо это или плохо — я сказать не могу, но это факт, и его надо принимать во внимание.

— Не вредит ли, по-вашему, разносторонность образования подготовке к ЕГЭ?

— ЕГЭ проверяет определенный набор знаний, которые школьник должен получить. Это просто инструмент, надо и относиться к нему как к инструменту. Вообще же задача школы — чтобы каждый ученик достиг максимума своего личного развития. Мне важен космос детских достижений, ведь каждый индивидуален. Мы сегодня понятия не имеем, с чем столкнутся дети через 20 лет, что им может понадобиться, кроме одного — счастья. Поэтому главное в школе — не забывать, что каждый ученик — это совершенно не похожая на других личность. И как бы мы ни старались держаться за какие-то схемы и модели, это малоэффективно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27253 от 14 ноября 2016

Заголовок в газете: Школа или массовое производство заготовок?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру