«Обедал с сыном в детском кафе, хотел заказать коньяк, а мне отказались его принести из-за того, что со мной за одним столиком находится ребенок! Еще и показали на пункт в меню, где написано, что крепкие напитки только для родителей, которые пришли без детей. Что за дискриминация? Неужели это законно?»
Юрий ПОПКОВ, Москва.
— На мой взгляд, это чрезмерная осторожность со стороны персонала кафе, — отвечает юрист Общества защиты прав потребителей Олег ФРОЛОВ. — Отчасти я бы даже назвал это превышением полномочий. Ведь заказ совершает взрослый, он же принимает и оплачивает его. Но можно взглянуть и с другой стороны. Ваш читатель ведь мог купить спиртное и для ребенка, особенно если это сын старшего подросткового возраста. Если в этот момент в зал войдут сотрудники контролирующей организации и увидят, что алкоголь пьет несовершеннолетний, доказать, что заказывал его папа, будет очень сложно. И в этом случае заведение ждут серьезные проблемы. Возможно, руководство кафе уже встречалось с подобными провокациями со стороны проверяющих и теперь перестраховывается. Здесь сотрудники в первую очередь защищают свои права, а не действуют из желания насолить, ведь им чрезвычайно трудно будет уследить, не решит ли родитель поделиться спиртным с ребенком. Так что я бы сказал, что все-таки они правы — и запрет носит объяснимый характер. Не будем забывать и о воспитательном моменте: все-таки выпивать крепкие напитки в компании с младшим поколением не очень педагогично.
КАКОЙ МАГАЗИН МОЖНО ОТКРЫТЬ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ
«Я бизнесмен и хочу открыть несколько магазинов с различными бытовыми товарами и продуктами в одном из районов-новостроек г. Москвы. Арендовать можно только помещения на первых этажах жилых домов. Расскажите, пожалуйста, какие торговые предприятия можно располагать в таких помещениях».
Андрей ИГНАТОВ, Москва.
«МК» обратился за разъяснениями в Департамент торговли и услуг города Москвы, где нам сообщили, что размещение торговых объектов на первых этажах регламентируется СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». В пункте 4.10 этого документа указано, что в подвальном, цокольном, на первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах на третьем этаже) не допускается размещение предприятий, а также магазинов с режимом функционирования после 23 часов; специализированных магазинов москательно-химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; магазинов с наличием в них взрыво- и пожароопасных веществ и материалов; магазинов по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел; специализированных рыбных магазинов; складов любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли; предприятий бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 м2); бань и саун.
Не разрешены также предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2 и с музыкальным сопровождением; прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); общественные уборные; похоронные бюро; зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории. Магазины по продаже синтетических ковровых изделий допускается располагать пристроенными к глухим участкам стен жилых зданий с определенным пределом огнестойкости.
В цокольном и подвальном этажах жилых зданий не допускается размещать помещения для хранения, переработки и использования в различных установках и устройствах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, взрывчатых веществ, горючих материалов; помещения для пребывания детей; кинотеатры, конференц-залы и другие зальные помещения с числом мест более 50, а также лечебно-профилактические учреждения.
Кстати, спрашивать разрешение у жителей дома на размещение торгового объекта, соответствующего требованиям указанного СНиП, предприниматель не обязан.
ПОЧЕМУ ВЛЮБЛЕННЫХ НЕ ПУСКАЮТ НА КРЫШИ
«В Питере очень большой популярностью пользуются экскурсии по крышам. В Париже или Амстердаме прогулка по крышам — такой же обязательный пункт в программе туриста. А в Москве почему-то все крыши под замком. Из-за чего столичные чиновники установили такой странный запрет? Может, у нас на крышах стоит какое-то секретное оборудование, которое нельзя видеть простым смертным?»
Аркадий МИХАЙЛОВ, москвич.
Комментирует руководитель проектов московской телекоммуникационной компании Дмитрий Савельев: «Ограничение на доступ к крышам для простых граждан — это отголосок трагедии 8 сентября 1999 года, когда террористы взорвали дом на улице Гурьянова. После этого московские власти стали говорить о необходимости запереть все чердаки, подвалы и выходы на кровлю. А до этого там ходил кто хотел, и нигде не фиксировалось, кто именно в какое время поднялся на крышу. В результате в 2003 году было принято постановление Госстроя России «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В нем много правил, касающихся антитеррористической защиты зданий. В частности, говорится, что выходы на крыши с лестничных клеток должны быть под замком. Ключи хранятся в ЖЭКе. Взять их под предлогом романтического свидания с девушкой или экскурсии не получится. В том же постановлении Госстроя сказано, что для доступа на крышу нужен специальный допуск. Его может получить только компания, обслуживающая дом: интернет-провайдер, ремонтники телеантенн и так далее. Да и то, ключи от крыши дадут не любому работнику такой фирмы, а только тому, кто внесен в список. Что касается секретного оборудования, то это просто миф. Во-первых, на крышах вообще нет никакого оборудования. Там только провода, кабели, спутниковые тарелки и общая телеантенна — ничего интересного и загадочного. Все оборудование находится на чердаке. Но оно совсем не секретное и нужно не для прослушки и слежки за жильцами, а для того, чтобы в квартирах был телефон, доступ в Интернет и «умное» ТВ. А во-вторых, оборудование установлено в антивандальных ящиках и не настолько дорогое, чтобы ради его сохранности запрещать людям выходить на крыши. Здесь только одно объяснение — стремление не допустить повторения терактов. При этом надо понимать, что правила Госстроя федеральные — и для того же Питера имеют ту же силу, что и для Москвы. Так что существование экскурсий — это скорее вопрос к бдительности конкретных местных чиновников».