На самом деле ВПР придумали, чтобы получить адекватную картину знаний (точнее, незнаний) российских школьников, а получив и не дожидаясь итоговых испытаний в 9-х и тем более в 11-х классах, ликвидировать выявленные пробелы. Отсюда и принципиальная разница между ВПР и ЕГЭ.
ВПР совершенно не влияют на годовые и четвертные оценки, не говоря уже о вступительных баллах. Пишутся в родных стенах с родными учителями и представляют собой самые обычные годовые контрольные. Единственное отличие заключается в том, что составляют эти контрольные не на местах по принципу «кто во что горазд», а на федеральном уровне, с едиными требованиями и на едином уровне сложности. И пишут их хоть и во всех регионах страны, но не все 100% учеников, а лишь около четверти школ: считается, что этого более чем достаточно, чтобы понять общий тренд, характерный для состояния среднего образования той или иной территории.
Так, скажем, ВПР по русскому, написанная второклашками 9 ноября, а пятиклассниками — 10-го, случилась лишь в 10 тыс. школ России из примерно 40 тыс. Во 2-х классах, уточнили «МК» в Рособрнадзоре, она свелась к контрольному списыванию текста и нескольким заданиям, «проверяющим умение различать звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные звуки, делить слова на слоги и правильно распознавать место переноса слов, а также умение составлять из слов предложение и располагать слова в алфавитном порядке. Всего в работе семь заданий». В свою очередь пятиклассники должны были вставить в текст пропущенные буквы и знаки препинания, а также выполнить «несколько заданий на проверку знаний основных языковых единиц, уметь распознавать изученные части речи, делить слова на морфемы, распознавать и графически обозначать главные члены предложения. Всего в работе пять заданий».
При этом руководство Рособрнадзора всячески подчеркивает, что «Всероссийские проверочные работы нужны прежде всего самим школам, чтобы провести самооценку, вовремя выявить проблемные зоны, организовать работу с учениками по устранению имеющихся пробелов в знаниях и работу по повышению квалификации педагогов», а потому призывает «регионы, директоров школ, учителей провести проверочные работы максимально объективно».
Но вот что примечательно.
Учащиеся младших и средних классов не заморачиваются и пишут ВПР как обычные контрольные, коими те фактически и являются. А вот выпускников школы, привыкших с введением ЕГЭ заниматься лишь немногими предметами, нужными в качестве вступительных экзаменов в вузы, нежданно-негаданно возникшая необходимость писать ВПР погрузила в глубокую скорбь.
Уже известно, что весной 2017 года они впервые напишут проверочные работы сразу по пяти предметам: физике, химии, биологии, географии и истории. И в Интернете в этой связи начат сбор подписей под петицией протеста. Пока под ней подписались 32 тыс. человек.