Как нелегалы отнимают работу у местных гидов
Московский Кремль, разгар рабочего дня. Стайка китайских туристов порхает по территории. В центре «вожак»-экскурсовод, судя по внешности, также родом из Поднебесной державы. Вот сейчас он поведает своим подопечным историю легендарного Царь-колокола, «потерявшего» кусок, если верить официальным источникам, во время пожара в мае 1737 года.
— Царь-колокол треснул потому, что в него выстрелили из... Царь-пушки, — и «знаток» российской истории величаво указывает в сторону другого уникального экспоната Кремля.
Иностранцы уважительно кивают.
«Это было бы смешно, если бы не было правдой», — грустно вздыхает профессиональный экскурсовод, рассказавший нам поучительную историю.
Сейчас ситуация сложилась такая, что для успешного освоения квеста под названием «Невероятные приключения китайцев в России» китайские бизнесмены стараются свести на нет участие в нем представителей нашей Родины. Это особенно обидно для лицензированных гидов, которые потратили много лет и денег, для того чтобы обучиться профессии и получить законную возможность знакомить гостей из Азии с достопримечательностями страны. Причем сражаться им приходится не только с китайцами, но и с отечественными «экспертами», которые трубят на каждом углу о том, что Москва столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров для работы с туристами.
Наши гиды и рады бы поделиться своими знаниями, да только очереди из желающих не выстраиваются. Дело в том, что услугами дипломированных гидов-китаистов пользуется лишь небольшой процент приезжающих.
— Китайские туристы и организаторы поездок в нас, гидах, не заинтересованы, — рассказывает Лида Ковшова, лицензированный гид — переводчик с китайского языка. — Им проще нанять в качестве экскурсовода китайского студента, который хорошо если хотя бы один учебник по истории России прочитал. В среднем за рабочий день мы получаем 80–100 долларов, иногда оплата почасовая, тогда это 300–400 рублей в час. Нелегалам платят гораздо меньше. Естественно, они не платят никаких налогов, да и просто нарушают закон: ведь в России они, как правило, живут по студенческой визе и не имеют право работать.
Доходит до абсурда. Однажды в Эрмитаже гид нос к носу столкнулась с азиатским юношей, которого ранее видела в роли официанта в популярном китайском ресторане! Теперь же он с флажком и микрофоном рассказывал группе соотечественников об уникальной коллекции музея. Вычислить нелегала дипломированному специалисту проще простого: хотя бы по тому, что у них нет никаких опознавательных документов, которые гид обязан держать на виду. Впрочем, в сложившейся ситуации гораздо сложнее пересечься с дипломированным коллегой.
— Когда я вожу экскурсии, то чувствую себя белой вороной, потому что вокруг меня одни гиды-гастарбайтеры, — признается Лида. — Бывает, стою в огромной очереди на входе и ради интереса подсчитываю: впереди около 10 групп под предводительством нелегальных гидов и позади столько же.
«Все фельдмаршалы на портретах в Эрмитаже — любовники Екатерины Великой»
Вытеснение профессионалов из туристического бизнеса приводит к тому, что гастарбайтеры-экскурсоводы рассказывают гостям столицы такую околесицу, что у гидов от возмущения перехватывает дух. Невольно складывается впечатление, будто китайцы уже выпустили учебники с собственной историей РФ, которые передают из рук в руки. Иначе как еще объяснить то, что из уст в уста передаются одни и те же рассказы?
Например, путешественникам внушают, что в нашей стране сельского хозяйства нет в принципе. Все продовольствие — мясо, овощи, молоко, пшеницу — мы закупаем у Украины. Сочинители также нашли свое объяснение тому, почему территория РФ такая большая. Дело в том, что русские... украли у Китая 1,5 млн кв. км земли!
— А еще у них повсюду любовники Екатерины Второй. И в Фельдмаршальском зале Эрмитажа, где представлены портреты величайших военачальников России за последние 300 лет, и на памятнике на площади Островского в Петербурге, — говорит гид — переводчик с китайского языка Екатерина Мишкунова. — Везде, где нелегалы не знают, кто изображен на том или ином портрете или памятнике, они рассказывают, что это любовники нашей великой императрицы.
Кстати, именно Эрмитаж является главным объектом исторических анекдотов. Петербургские гиды прислали в редакцию подборку рассказов, которые слышали во время работы. Вот что говорят китайским туристам:
«Люстры, которые вы видите сейчас, выполнены из стекла. До революции в них были бриллианты, которые Ленин потом подарил Британскому музею».
«Как я вам уже говорил, Ленин приходился Петру Первому дедушкой».
«Все произведения искусства, которые вы здесь видите, Россия украла, потому что покупать их, имея такую армию и флот, очень глупо».
«Ленинградской блокады не было, русские ее выдумали для привлечения внимания».
«Посмотрите, какой красивый у Иисуса был папа!» — об Иосифе на картине Рафаэля «Святое семейство». При этом гид убеждает группу, что автор шедевра — Леонардо да Винчи.
Особенно сильно достается Пушкину. Если сопоставить все, что удалось подслушать гидам, то вырисовывается совершенно фантастическая картина. Итак, первым делом китайцам внушается, что великий русский поэт действительно был великим, но при этом никогда не являлся русским. Все потому, что он негр, которого Петру Первому прислал один африканский король. Объясняется столь странный подарок тем, что в ту пору русская власть питала слабость к страшным вещам и страшным людям (тут, видимо, сыграла роль Кунсткамера). По приезде Пушкин нашел красивую и умную русскую жену — Наталью Гончарову, которая и обучила его премудростям сложного языка...
Подробности современного российского быта тоже вас удивят. Слава медведя и водки давно померкла по сравнению с новыми историями. Так, китайские гиды нашли разгадку того, почему в России «на десять девчонок по статистике девять ребят». Причина, по их мнению, проста — неправильное питание. Наши женщины едят в основном мясо, а это приводит к изменениям в организме, после которых рождаются только девочки. При этом ставятся в пример китаянки — мол, они едят овощи, поэтому и с демографической ситуацией все в порядке. Но это ладно, еще китайцы страшным голосом рассказывают, что у нас распадается 75 процентов браков. Причем из меркантильных соображений — по их убеждению, у нас гораздо выгоднее быть матерью-одиночкой, ведь в этом случае государство будет полностью обеспечивать ребенка до 16 лет. Именно по этой причине, считают экскурсоводы, женщины и не стремятся замуж, а скрывают от государства наличие партнера, потому что тогда весь груз ответственности упадет на его плечи. Впрочем, независимо от семейного статуса, жить на Руси хорошо, потому что газ и электричество поставляется во все дома бесплатно, также любой русский может рассчитывать на бесплатную квартиру, которыми власти одаривают своих «подданных».
Как и туристы из других стран, китайцы очень любят матрешки. Об эскизах художника Малютина горе-экскурсоводы слыхом не слыхивали, поэтому сочинили свою версию возникновения русского сувенира. Звучит она так: «В давние времена в России жил мастер по имени Матреш. У него было много дочерей и мало места в доме. И тогда он решил, что можно прятать одну дочку в другую — так и появились матрешки».
Про «медного всадника» рассказывают, что это «подарок от Екатерины Первой своему мужу Петру Первому». Очень распространенная «лапша» от тургастарбайтеров: если каждый турист из группы сдаст гиду по одному доллару, то ровно в полдень в их честь в Петропавловской крепости выстрелят из пушки. Китайцы радуются как дети, когда залп действительно раздается. Никто и не думает просвещать их, что это многовековая традиция, которая состоится вне зависимости от оплаты.
Прошу заметить, что большинство из описанных выше рассказов увековечены в аудиозаписях.
«Экскурсоводов, пускающих нелегалов в музей по своим лицензиям, мы зовем «прокладками»
С альтернативной историей разобрались, идем дальше. Главный вопрос, который вы наверняка задавали, читая предыдущую главу: как же нелегальные гиды проникают на территорию наших ведущих музеев и исторических объектов? Правила проведения экскурсий в большинстве из них чрезвычайно строги. А именно: вести группу может только тот экскурсовод, который прошел обучение непосредственно в самом учреждении и имеет соответствующие документы. Но и здесь китайские турлидеры нашли лазейку. К сожалению, не без помощи недобросовестных российских гидов.
За небольшое вознаграждение иностранцы просят лицензированного экскурсовода пропустить их внутрь по его лицензии. Дальнейшее зависит от строгости руководства объекта культуры или истории. А строгость, увы, не их сильное качество. Если сотрудникам все равно, гид может даже не сопровождать группу внутри. То есть он работает по тому же принципу, по которому желающие подзаработать пропускают пассажиров по своему проездному в метро. В музеях, где наличие с группой специалиста с лицензией обязательно, гид ходит вместе с туристами. Именно «ходит» — молча перемещается из зала в зал, позволяя нелегалу рассказывать то, что он считает нужным. Таких гидов профессиональное сообщество прозвало «прокладками» — по вполне понятной аналогии. И объявило им войну.
Недавно одна из профессиональных гидов со стажем работы больше 10 лет решила провести смелый эксперимент: поработать «прокладкой» с китайской группой — так сказать, для изучения ситуации изнутри. Чтобы не навредить автору, у которого могут возникнуть проблемы с руководством музея, мы не будем указывать координаты места. Но заметим, что это одна из ключевых площадок культурного наследия Москвы, без посещения которой не обходится ни один тур.
— Я вышла на связь с компанией, которая искала гида с лицензией для безмолвного сопровождения группы, — рассказывает гид Анна Родионова. — Я была намерена не только посмотреть, как это все работает, но и целенаправленно следовать всем правилам, которые предписаны мне как гиду. Мне хотелось показать нелегалам, как нужно работать по закону.
Согласно правилам визит должен строиться так: гид экскурсию ведет, а китаец переводит. Встретившись с группой, Анна первым делом рассказала им о правилах поведения: не бегать, не шуметь, не трогать вещи. Руководитель группы, китаец, представившийся Антоном, не обратил никакого внимания на предостережение. Только после настойчивой просьбы Анны перевести ее слова он недовольно сказал группе пару слов на китайском. Причину его недовольства разгадать несложно: никто не заинтересован в экскурсии от лицензированного экскурсовода. Картина обычно такая: по залам бродит разношерстная толпа азиатов, впереди бежит нелегальный гид и без остановки что-то тарабанит, а сопровождающее лицо скромно идет поодаль, спрятав на бейдже фамилию.
— Как только мы вошли в первый зал, я бодро начала свой рассказ, — описывает экскурсию Анна. — Антон меня тут же перебил словами, что ничего говорить не надо, он сам все знает, а мое дело — идти сзади. Я возразила, что в мои обязанности входит ведение экскурсии под перевод, так что я буду продолжать, а он пусть переводит.
Антон тут же прикинулся дурачком и сообщил, что ему неизвестна терминология, поэтому он будет рассказывать сам. Анна из принципа решила продолжить и одновременно с Антоном знакомила китайцев с экспонатами. Руководителя группы хватило ненадолго: «Замолчите вы уже наконец! Все всегда молчат, и вы молчите!» Анна парировала тем, что она не может молчать, так как рискует лишиться лицензии. Заодно поинтересовалась, есть ли у него разрешение на работу в России? Предъявлять его Антон отказался.
Экскурсия завершилась довольно быстро — через тридцать минут китаец повел группу на выход, попрощавшись с Анной. На ее изумленное замечание, что они не посмотрели еще и половины экспозиции, «гид» ответил, что группа устала.
Одного этого примера достаточно, чтобы всерьез взяться за нелегальных экскурсоводов и перекрыть им кислород. Только почему-то в этом никто не заинтересован: ни власти, ни, что самое грустное, музейные сотрудники. И это притом что группы во главе с нелегалами не отличаются дисциплинированным поведением. Из самого безобидного — они провоцируют постоянные заторы и подвергают опасности экспонаты.
— В музеях есть маршруты движения, которые нарушать нельзя, иначе возникают «пробки», — рассказывает гид-переводчик с китайского языка Сергей Долгунов. — Безнадзорные китайские группы передвигаются хаотично, всем мешая. Во многих музеях запрещены остановки, особенно в маленьких залах, на лестницах, в узких проходах. Нелегалы часто нарушают эти правила, в итоге страдают все остальные. Также в музеях нельзя пользоваться флажками на длинных ручках, так как это может повредить экспонаты. Практически каждый гид-нелегал только с такими и ходит! При входе в музей китайцы часто просто идут сбоку, без очереди и смешиваются с другими группами, пролезая вперед, из-за этого мы, лицензированные гиды, вынуждены простаивать часы в ожидании. Главное, что у нас за вышеперечисленные нарушения просто отнимут лицензии или как минимум накричат. У китайцев лицензий нет, и на них просто не обращают внимания, они ведь все равно ничего не поймут, если им сделать замечание...
Специалисты говорят, что китайцы – милые люди, но в своем поведении часто напоминают детей, которым обязательно нужно все потрогать и пощупать.
- Не раз и не два я была свидетелем того, как китайские студенты, которым доверили вести группы, разрешают своим соотечественникам трогать все экспонаты музея, что им захочется, потому что все это — подделки, - вспоминает Екатерина Мишкунова.
«Как-то раз в Эрмитаже китаец поскреб желтым длинным ногтем картину Пикассо «Свидание» и с видом знатока заявил, что это подделка» — из впечатлений экскурсовода на одном из туристических сайтов. Еще один отзыв: «А мой китаец в Георгиевском зале решил попить чайку из своей стеклянной баночки, выпустил ее из рук, и весь паркет был залит кипятком и завален чайными листьями. Как мы оттуда драпали, надо было видеть».
Казалось бы, а для чего тогда в залах сидят смотрители, существует охрана? Об этом другой крик души:
— К сожалению, зачастую музеи с нами не имеют никаких отношений, мы для них просто не существуем, — делится наболевшим лицензированный гид Ольга. — О нас вспоминают только тогда, когда надо взять с нас «дань» на продление лицензий. Даже после того как мы пройдем обучение, сдадим экзамены и получим допуск на проведение экскурсий в этом месте, музей нас не привлекает к обслуживанию интуристов. Для этого мы должны обратиться в турфирму, которая привозит туристов.
Фирме же проще заплатить 1000–2000 рублей «прокладке», чем нанимать гида-китаиста, который обойдется в куда более крупную сумму. Причем туроператоры же и распространяют информацию, что якобы в столицах не хватает специалистов по китайскому языку, поэтому они вынуждены прибегать к услугам самих китайцев. А в это время гиды с лицензией отнюдь не завалены работой. Только к ним никто не прислушивается. Музеи действуют по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу», главное, что спрос есть и билеты разлетаются как горячие пирожки. Невольно задаешься вопросом: бескорыстно ли такое благостное отношение к нелегалам? Справедливости ради стоит заметить, что есть исключения. Но несовершенство законодательства не позволяет наказать нарушителей раз и навсегда.
«Магазины с янтарем, куда завозят китайские группы, содержат сами же китайцы»
Самое время пустить в ход железный аргумент: Бог с ними, с гидами, ведь китайцы оставляют кучу денег в российских магазинах, значит, не важно, какими методами их заманивают в Россию. Но и здесь тоже много вопросов. Давайте приглядимся к ювелирным лавкам, где отовариваются гости из Азии.
Главная страсть восточных соседей — янтарь. Они свято верят в чудесные свойства «солнечного камня» и в России скупают его в промышленных масштабах. В связи с этим опять-таки родилось множество легенд, которыми экскурсоводы-гастарбайтеры потчуют подопечных для подогрева интереса.
— Мои коллеги, например, были свидетелями того, как нелегальный гид рассказывал группе туристов о причинах Северной войны, — вспоминает Лида Ковшова. — Так вот, по его версии, Петр Великий начал ее только для того, чтобы стать обладателем запасов янтаря, расположенных под Балтийским морем. Если бы не янтарь, войны бы и не было.
Кроме того, по версии нелегалов, основной целью Германии в войне с СССР была... янтарная комната. Именно ее хотели захватить немцы, и как только получили, сразу ушли. Также рассказываются сказки об удивительных малиновых муравьях, которые живут в Сибири и выносят на своих спинах розовое золото. Это золото очень редкое и приносит удачу, купить его можно только в России. Догадываетесь, к чему ведет такое предисловие?
Подогретые такими фантазиями туристы грезят только об одном — поскорее купить столь ценные реликвии. Дружным строем их ведут в ювелирные магазины. И здесь начинается самое интересное. Потому что те самые магазины, куда везут китайцев, для обычной публики закрыты.
— Есть печально известный магазин с янтарем у нас в Питере, на Обводном канале, куда ни один уважающий себя гид туристическую группу не повезет, — рассказывает Лида Ковшова. — Журналисты проводили расследование и выяснили, что владельцы этого салона — сами китайцы и товар они поставляют тоже из Китая.
Наши коллеги из издания «Версия на Неве» узнали, что принадлежит магазин бизнесмену китайского происхождения, а янтарь, который разложен на прилавках, турлидеры перевозят в личных вещах тургрупп из Китая. Схема предельно прозрачна, и неудивительно, если выручка улетит в Поднебесную тем же рейсом, что и клиенты.
Что касается Москвы, два подозрительных магазина «только для своих» функционируют на первом этаже соседних домов на Фрунзенской набережной. Мы наведались туда в обычный день. Стучу в дверь одного из ювелирных салонов. Внутри находятся и продавцы, и охранник, но все, не сговариваясь, через стекло качают головами. На двери висит табличка «закрыто» — сюда не пускают простых посетителей. Но как только приезжает автобус с китайцами, двери приветливо распахиваются.
Местные жители не раз и не два жаловались на то, что их дворы оккупированы китайцами: сначала они строем идут в ювелирный, а затем на обед — в столовую на втором этаже сетевого супермаркета. И это отдельная тема, потому что заведения общепита, где столуются туристы из Азии, тоже закрыты для посторонней публики. Никаких вывесок на русском кафе на Фрунзенской не имеет, а ко входу ведут объявления на китайском языке. Ежедневно около дома останавливается до двадцати автобусов, набитых туристами...
Получается, этот финансовый поток несется обратно в Поднебесную, мимо «рта» нашей экономики?
***
По словам президента Российской ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Александра Осипова, на сегодняшний день в столице около 80 аккредитованных гидов-китаистов. За последние годы было подготовлено в два раза больше специалистов, но половина из них не стала продлевать аккредитацию. Причина — именно в невостребованности. Если в высокий сезон гиды еще могут найти для себя работу, то во все остальные месяцы их почти полностью вытесняют китайцы-нелегалы. И если к решению проблемы не подключатся сотрудники музеев и правоохранительные органы, то азиатские «эксперты» перепишут историю России под себя. Кому от этого будет лучше? Точно не нам.