— Наши школьники ежедневно таскают на себе недопустимо много! Тревогу по поводу чрезмерного веса портфелей и вызванных этим перегрузок детей забил еще прежний глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. А мы, чтобы собрать точные данные, обзвонили родительские комитеты по всей стране от Калининграда до Владивостока с просьбой взвесить портфели детей. И оказалось, что в Москве, например, вес портфеля составляет почти 8 кг, а, скажем, в Подольске — 6,9 кг. При этом учтите, что все это — вес одних лишь учебников. А ведь надо еще добавить сменную обувь, бутерброды и ноутбуки, которые то и дело просят принести в школу для занятий проектной работой. Девчонки постарше таскают с собой еще и косметички. Так что реальный вес портфелей в старших классах достигает 10–15 кг. А это втрое или в лучшем случае в 2,5 раза больше, чем в требованиях Роспотребнадзора.
— Чем объясняется такой немыслимый перевес?
— В том числе и новым Федеральным государственным образовательным стандартом — ФГОС. Если следовать ему — а не следовать ФГОСу школа не может, — то ребенок обязан таскать с собой из дома в школу и обратно гору учебников.
— Но ведь существуют СаНПиНы, ограничивающие вес портфелей! Неужто, принимая новый ФГОС, в них никто не удосужился заглянуть?
— Подозреваю, что заглянуть-то заглянули. Но потом решили, что никто этих нарушений не заметит.
— И что теперь делать? Закрыть глаза на то, что наши дети превратились во вьючных животных? Или снова менять стандарты?
— Есть более простой путь — держать в школе второй комплект учебников. В некоторых московских школах, хотя, увы, в немногих, уже установили отсеки для дублей книг, а в портфелях остались лишь тетрадки, ручки да контурные карты. И когда дети переходят туда из других школ, им в первое время даже не хватает груза за спиной! Но ведь вечно напряженные мышцы — это стресс, который, в отличие от физкультуры и спорта, лишь усложняет усвоение информации.
— Но для таких отсеков должно быть место, а в школы набиты тысячи детей!
— В школах на это и правда любят ссылаться. А я на это отвечаю: давайте я приеду и найду место!
— И находите?
— Каждый раз. Например, в раздевалках. Или прямо в классах, где стены сплошь и рядом завешаны стендами и плакатами, которые никто никогда не читает. А ведь это место можно занять ячейками для дублирующих комплектов.
— Есть и другая серьезная проблема — деньги!
— Если разобраться, то шкаф стоит 15 тыс. рублей. А комплект учебников на одного ребенка — еще 5 тыс. руб. в год. Причем покупать учебники придется не каждый год, а не более 3–4 раз за все время учебы — надо лишь вернуть систему, которая была в советское время, когда срок жизни учебников в библиотеке составлял 5 лет, и они переходили от старших детей к младшим. Купил, скажем, второй комплект для 5-го класса, а когда ребенок перешел в 6-й, ему достались учебники, которые там уже были куплены год назад. И так далее.
— Но все же кто за эти шкафы и книги заплатит? И школы, и родители — все жалуются сейчас на безденежье...
— Знаете, другое наше исследование свидетельствует, что каждая семья, включая самые малоимущие, тратит в год не менее 5–7 тыс. рублей на вещи, не имеющие ни малейшего отношения к образованию, вроде подарков директору или завучу. Не лучше ли потратить те же деньги с большим толком? И разве это такая уж большая трата, если речь идет о здоровье детей?! Кроме того, часть субсидий, хотя бы на начальную закупку, должны бы выделить региональные бюджеты.
— Думаете, родители согласятся на эти дополнительные траты?
— А мы уже провели опрос, хотят ли они иметь в школе которой комплект учебников! И 82% мам и пап ответили, что хотят, и лишь 18% — что нет. Думаю, что с этой инициативой пора выходить в Госдуму. Ведь дети не должны ломать себе спины и получать сколиоз! А проблемы с позвоночником, предупреждает первый зампредседателя Комитета Думы по образованию Геннадий Онищенко, обязательно обернутся для ребенка многими другими проблемами со здоровьем.