Постановление гласит: «В перечень минимально необходимых требований к обеспеченности автодорог общего пользования объектами дорожного сервиса и в перечень минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах, включены зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями». Решение не лишено логики: премьер Медведев от всей души ратовал за увеличение числа электромобилей на отечественных дорогах. Тем более что работать есть над чем. По Москве сейчас ездят всего 253 электромашины, и еще 45 — по Московской области.
…Олег купил электромобиль в 2014 году. К переходу с бензинового двигателя на экологичный его, как и многих москвичей, косвенно сподвигла транспортная политика столицы.
— Я живу в пределах Садового кольца и сильно забеспокоился, когда на этой территории ввели платные парковки, — говорит Олег. — А для электромобилей стоянка по всему городу бесплатная. Самое удобное, что не надо бежать к паркомату и что-то оплачивать. Конечно, иногда по ошибке приходят штрафы, но я их оспариваю.
Бонус от властей в виде освобождения от ярма оплаты — это сильно. При такой мотивации столичные автомобилисты должны были как один перейти на электроконей. Но что-то не видно на московских улицах стройных рядов электромобилей. Одна из причин этому — неразвитая зарядная инфраструктура города.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2016/11/01/articlesImages/image/76/fc/88/ae/1616024_6763424.jpg)
Здесь надо понимать, что все авто с экологичным двигателем можно условно разделить на дорогие и не очень. К дорогим относится детище Илона Маска. К не очень — остальные машины. Транспорт Олега — из второй категории.
— Авто более высокого класса можно заряжать раз в три дня, пробег 500 километров, — рассказывает электромобилист, пока мы едем на его машине к зарядной колонке. — У моей — батарея на 16 киловатт-часов, пробег 150 километров, и, следовательно, заряжать ее нужно каждый день. Мне повезло: рядом с домом есть колонка. Я приезжаю на работу — ставлю на зарядку, если еду по делам — снова встаю на зарядку, дома — тоже заряжаю. Принцип — как со смартфоном: если ты где-то останавливаешься, то надо заряжаться. А если окончательно разрядился, придется вызывать эвакуатор и тащить на тросе…
По словам Олега, на всю Москву установлено около 30 зарядных колонок — при потребности в тысяче. Выглядят они примечательно: невысокие металлические столбы в футуристическом стиле со светящимся индикатором. Синий — заряжается, зеленый — свободен.
На улице Бахрушина в центре города есть такая зарядка — одна. Зато парковочных мест для обычных, бензиновых авто там сразу несколько. И надо было такому случиться, что единственная машина этим ранним снежным утром встала аккурат рядом с колонкой. А значит, перегородила доступ к ней электромобилю.
— Вот это типичная картина, — говорит Олег, пока мы крутимся вокруг неприступной зарядки. — Днем сюда приедешь — все запарковано, даже пробиться невозможно. Поэтому нужны знаки, которые бы запрещали парковаться на месте для электрокара. На Садовнической набережной есть сразу пять колонок — там работает охрана, и бензиновый автомобиль просто не пропустят. Хотя зарядиться от них можно с 8 утра до 8 вечера. Я там как-то наблюдал идиллическую картину: все зарядки были заняты — можно было подумать, что в Москве так много электромобилей. На самом деле они просто кучкуются.
Зарядные колонки делятся на быстрые и медленные. Как объяснил Олег, от «быстрой» заправки авто может «запитаться» за полчаса. От «медленной» — за пять. В Москве стоит всего две экспресс-колонки, просто потому, что они намного дороже «медленных». Кроме как от станции, зарядить свою машину Олег может и от обычной розетки в 220 вольт — его модель это позволяет.
Есть еще третий вариант: по старинке воспользоваться заправкой, как все «бензиновые» водители. Но вот беда: в Москве только две АЗС обслуживают электромобили, и те — с «медленным» питанием. Но ведь с 1 ноября все изменилось, не так ли?
На первой встреченной нами заправке на Космодамианской набережной, услышав вопрос, оператор на кассе заметно раздражается.
— У нас нет таких зарядок, когда будет — не знаю, должно решить руководство. О постановлении я ничего не слышал, — совсем не по-доброму отвечает мужчина.
Быстро ретировавшись с недружелюбной заправки, продолжаем эксперимент.
— Для поездок на большие расстояния я использую свой бензиновый автомобиль, — рассказывает в дороге Олег. — Хотя до своей дачи, которая в 135 километрах от Москвы, я могу доехать и на электромобиле. Но тут надо подгадать, чтобы не было пробок и холодов: из-за работы печки, да и самой специфики литий-ионной батареи пробег может упасть с 90 километров до 50…
Москвичи не были бы москвичами, если бы не нашли выхода в такой щекотливой ситуации. Чтобы в холод тратить меньше заряда, они установили в салоне… бензиновую печку.
— Это, конечно, ломает концепцию электромобиля. Но я поставил бак на 4 литра бензина и точно знаю, что не замерзну, если встану в пробку. Сейчас уже есть электромобили одной марки — так они прямо с завода идут с такими печками.
…Подъезжаем ко второй заправке. Девушки на кассе делают круглые глаза: «Какое постановление? Что, прям все?..» По их признанию, с просьбой «запитать» своего электроконя к ним обращаются впервые.
— Возьмите, читайте, — через пять минут оператор раздраженно сует нам в руки какую-то ксерокопию. «Эксплуатируемые АЗС не находятся в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, что исключает необходимость выполнения…» — гласит текст.
Смысл сего вот каков: владельцы данной заправки посчитали, что ставить зарядку для электрокаров нужно только АЗС на федеральных трассах. А московские улочки под это понятие не попадают. За разъяснениями «МК» обратился в Федеральной дорожное агентство.
— Согласно Постановлению Правительства РФ зарядные станции для электроавтомобилей должны устанавливаться на всех без исключения АЗС, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования, как федеральных, так и дорог регионального и муниципального значения, — объяснили в пресс-службе. — Поскольку в ведении Росавтодора находятся федеральные автомобильные дороги, специалистами ведомства было подготовлено письмо в адрес владельцев АЗС, расположенных в границах полос отвода федеральных трасс, носящее разъяснительный характер, об установке зарядных станций.
Приняв разъяснительное письмо за истину в последней инстанции, хозяева заправки увильнули от своей обязанности. Так что, уважаемые водители, увидев подобный документ на АЗС — не обманывайтесь. Впрочем, что им за это будет — неизвестно, ведь в постановлении о штрафах нет ни слова. Хотя даже если предприниматели и последуют букве закона, то обзавестись они могут самым дешевым зарядным устройством за 1500 долларов. Подключиться к нему сможет далеко не всякое авто.