Всерьез задачей выявления реального уровня знания (или незнания) учебной программы российскими школьниками власти озаботились сравнительно недавно — после особенно позорной по размаху фальсификаций и прочих нарушений кампании ЕГЭ 2013 года. Тогда для получения достоверного среза знаний и придумали ВПР (Всероссийские проверочные работы) и НИКО — Национальное исследование качества образования.
Первые НИКО по математике в 5-, 6- и 7-х классах написали в 2014 году. И сразу стали очевидны две вещи: во-первых, что уровень знаний российских школьников по этому предмету после 5-го класса резко падает, а во-вторых, что в этой связи надо срочно корректировать школьную программу и проводить повышение квалификации учителей. Впрочем, сработали ли принятые меры, станет ясно лишь через пару лет, когда в тех же классах снова замерят знания по математике.
Аналогичные проверочные работы прошли также по основным предметам в 4-х классах; по информатике в 8–9-х и по истории с обществознанием в 6-х и 8-х классах. На апрель 2017-го запланировано НИКО по ОБЖ для 6-х и 8-х классов; на октябрь 2017-го — по химии и биологии для 10-х; на апрель 2018-го — по литературе для 6-х и 8-х, а также по МХК для 4-х; а на октябрь 2018-го — даже по физкультуре в 6-х и 10-х классах.
За два ближайших года, уточнил «МК» замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, выборочными проверками среза знаний охватят все предметы во всех параллелях с 4-го класса по 11-й. (К слову сказать, уже в этом учебном году 11-классники напишут ВПР сразу по пяти предметам, подтвердил он). Пока же настала очередь проверки знаний 5- и 8-классников по иностранным языкам: английскому (в ней примут участие около 35 тыс. школьников), немецкому (2 тыс. участников) и французскому (также 2 тыс.).
НИКО по иностранным языкам для обеих параллелей построены на один лад, раскрыла интригу разработчик заданий, председатель Федеральной комиссии разработчиков материалов ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая: «Работа занимает 45 минут и состоит из: аудирования, чтения текста вслух, монолога ребенка по описанию картинки, чтения с пониманием основного содержания текста, а также проверки грамматического и лексического навыков. Только для 5-х классов все эти задания, разумеется, намного легче, чем для 8-х».
Так, скажем, аудирование, или, говоря проще, умение ребенка понимать на слух, что ему говорят на иностранном языке, в 5-м классе сводится к ответам на простенькие вопросы по предложенной картинке, а в 8-м и вопросы посложнее, и картинки нет. То же и с говорением: в 5-м классе описание предложенного изображения совсем простое — к примеру, мальчик это или девочка, как они одеты и сколько им лет. А в 8-м кроме этого надо еще рассказать, где происходит изображенное действо, нравятся ли персонажи или нет, почему, и т.д.
Однако в любом случае, как особо подчеркивают разработчики, «главная цель НИКО по иностранным языкам — проверка коммуникативных навыков учащихся, т. е. умения общаться на данном языке — говорить и понимать сказанное собеседником. Отсюда и критерии оценки. Например, выполнение задания по чтению вслух считается удовлетворительным, если произношение ребенка не мешает понять смысл сказанного им. А описание учащимся изображения должно дать возможность понять, о каком фото идет речь. Лексические и грамматические ошибки при этом, конечно, фиксируются, однако не очень жестко».