«Требуется локейшн с березовой рощей»
«Для съемок фильма по рассказу Александра Вампилова «Последняя просьба» требуется локейшн на низком этаже с видом на березовую рощу или березу» — такое забавное объявление мы нашли в одной из групп в соцсетях.
Правда, как говорят сами киношники, в теории стать «локейшном», то есть местом съемок, может совершенно любая жилплощадь. Так что если вы задумали подзаработать на сдаче квадратных метров и превратить свою квартиру в сцену для мелодрамы или детективного боевика, не надо переживать, что вокруг вас не особняк на Рублевке, а «двушка» в хрущевке без евроремонта.
— Нет такого, что киношники чаще выбирают для съемок крутые лофты с модной отделкой или загородные дома класса люкс, — говорит кинопродюсер Алексей Волков. — Все зависит от сценария. Если сценарист пропишет, что сцена снимается в квартире старого еврея-антиквара или спившегося бывшего следователя, мы и будем искать соответствующую квартиру…
Правда, для «спившегося следователя» подойдет любая ветхая комнатушка с ободранными обоями и подтеками на потолке. А вот с «евреем-антикваром» все гораздо сложнее. В этом случае съемочной бригаде приходится искать ту единственную квартиру, где есть описанная в сценарии ваза XVIII века и комод красного дерева с инкрустацией. На подобные поиски порой уходит по два месяца. Тогда, как признаются киношники, легче переписать сценарий или выгнать старого писаку, взяв на его место более демократичного и сговорчивого. Если, конечно, речь не идет об экранизации литературного произведения. Тут уж явно не подсунешь зрителю ясень вместо березы под окном или роскошное дворянское имение — вместо затхлой комнатушки в подворотне Питера по Достоевскому.
— Проще всего работать, когда в сценарии просто прописано: квартира, комнат столько-то, маленькая кухня… Тогда любая хрущевка может стать локейшном, — признается Волков. — Главное, чтобы художник по декорациям заранее сходил на место и одобрил вариант.
Правда, здесь есть два нюанса. Во-первых, чтобы этот самый художник дошел именно до вашей квартиры, объявление об аренде надо разбросать сразу по нескольким сайтам и регулярно его обновлять. Кроме привычных порталов и форумов есть специальные базы кинолокаций. В них собраны как новые объявления, так и проверенные варианты, которые уже не раз попадали в объектив кинокамеры. А во-вторых, не надо ждать, что киношники влюбятся в ваши квадратные метры с первого взгляда. Обычно художники по декорациям предпочитают просматривать один и тот же вариант минимум дважды. Первый раз — интуитивно. Второй — свежим взглядом и с холодным сердцем.
«Три дня в кино — и месяц можно не работать»
Москвичка Екатерина Светлова опыт сдачи квартиры для съемок получила в середине нулевых. Тогда ее семья жила в самом центре города, около станции метро «Курская». Дом — сталинская пятиэтажка. Квартира малогабаритная, обыкновенная «трешка» с «бабушкиным» ремонтом. Зато потолки три метра и окна выходят на обе стороны. Именно эти два фактора в кинобизнесе считаются ключевыми: высокие потолки дают хороший звук на записи, а светлые комнаты позволяют не мудрить с искусственным освещением. Ну а старый ремонт с бумажными обоями в цветочек как раз подошел под сценарий: снимали фильм о советской эпохе.
— Кинобригада приходила к нам три дня подряд, — вспоминает Екатерина, — снимали с утра и до позднего вечера. Остались бы, наверное, и на ночь, если б соседи разрешили. Ничего не разбили, по квартире ходили в бахилах и вели себя очень прилично и тихо.
За три полных съемочных дня — это от 8 до 12 часов — Екатерине заплатили около 30 тысяч рублей. По тогдашним меркам это средняя московская зарплата за месяц. Правда, расплачиваться киношники предпочли в долларах. Легкие деньги семья решила потратить на новый холодильник.
— Единых тарифов за съемочный день не существует, — говорит Алексей Волков. — Как повезет, как договоритесь. Как бюджет фильма позволит, опять же… Чем дольше мы ищем подходящую квартиру, тем меньше денег остается в итоге на гонорар владельцу.
Тем не менее «среднюю температуру по больнице» высчитать все же можно. Так, если снять надо только входную дверь и коридор, киношники вряд ли дадут хозяину больше пяти тысяч рублей. Примерно столько же можно получить за съемочный час. Но здесь надо учитывать, что обещанный час может растянуться на два или даже три. Или оборудование подведет, или актер окажется не в духе… Так что с переговорщиком от кинобригады лучше сразу договориться: за каждый час сверх лимита положена доплата в таком-то размере. А вот ставки за полную съемочную смену варьируются от 30 до 200 тысяч рублей — в зависимости от крутизны объекта и не меньшей крутизны спонсора кинокартины.
Кроме того, многое зависит и от расположения места съемок. Чем ближе к центру, тем дороже. В результате такая вот «трешка» в «сталинке», как у Елены, может обойтись бюджету фильма дороже, чем двухэтажный таунхаус в Новой Москве.
«Вы нам — кино, мы вам — детскую площадку»
Создатели отечественных фильмов признаются, что из-за кризиса им приходится постоянно ужимать расходы на места для съемок. Поэтому киношники частенько идут на всевозможные хитрости.
Первая — снимать сцену кусками. Например, по сценарию герой должен подойти к подъезду, подняться на лифте или по лестнице и зайти в квартиру. В готовом фильме зритель именно это и видит: пришел, поднялся, зашел. И все вроде бы происходит, скажем, в Москве. Но на самом деле проход по улице к входной двери дома может сниматься в столице, лестница будет в Питере, а квартира — и вовсе в Саратове или Ярославле.
— Кататься по разным городам ради одной полуминутной сцены из серии «герой возвращается домой с работы в Москве» порой бывает дешевле, чем делать это в одном доме, — сетует Волков.
И дело даже не в том, что московские собственники жилья заламывают неподъемные цены. Главная проблема — договориться. Москвичи — народ занятой и от всего по жизни уставший. Любой шум и присутствие посторонних в подъезде воспринимаются как покушение на личное пространство и вызывают приступ ярости. Даже если чужаки — это влюбленная парочка, и шумят они до 22.00, как того требует Закон о тишине. А съемочная бригада — это вовсе не парочка и даже не подвыпившая компания. Чаще всего это 30–50 человек: гримеры, ассистенты, актеры, менеджеры, агенты… И все на нервах, потому что бюджет жмет, душно, хочется есть и забыли текст. Плюс от 10 до 30 фургонов с кучей оборудования, из которых к подъезду и далее по лестнице к квартире будут тянуться пучки проводов. Многие ли захотят мириться с таким нашествием? Вряд ли. Платить соседям киношники тоже отказываются. Вместо этого в ход пускают вторую хитрость.
— Если попадаются уж очень проблемные соседи, проще сходить к председателю ТСЖ или в управляющую компанию, — делится секретом киношной дипломатии продюсер. — Естественно, они сразу задают вопрос: а нам, мол, с этого что будет? Тогда мы говорим, что, если дадут согласие на съемки и уладят вопрос с активными жильцами, мы поставим во дворе новый игровой комплекс для детей. Или за свой счет проведем благоустройство двора. От такого пока еще ни один управдом не отказался.
«Стрельба и эротика — только по договору!»
Так на каких же условиях лучше пускать в свою квартиру кинобригаду? Заключать официальный договор и тащить продюсера к нотариусу или просто ударить по рукам — и «Камера! Мотор!»?
Сами киношники уверяют, что в большинстве своем они — ребята честные. Понимают, что мир тесен, да и где гарантия, что в эту же квартиру не придется вернуться снова? Ведь решение срочно переснять какую-то сцену может быть принято уже на стадии монтажа.
Так что нечего переводить лишнюю бумагу — обо всем и так можно договориться. Как убеждает гуру кинобизнеса, на словах при желании решаются абсолютно все вопросы с собственником: от времени пребывания в квартире и возможности подогреть бутерброды в хозяйской микроволновке до порядка возмещения ущерба в случае, если оператор поцарапает штативом дорогой паркет.
По словам кинопродюсеров, в таком случае в обязательном порядке составляется акт о порче хозяйского имущества. Нужен он больше для отчетности по бюджету перед спонсорами: мол, мы сами дураки, разбили драгоценную вазу. С самим же собственником расчеты чаще всего происходят в таком же дружеском режиме. Чеков за ту самую вазу (равно как и за побитые паркетные доски) никто просить не станет. Дадут, сколько скажете. Еще и сверху накинут, только чтоб без обид.
Ну а чтобы хозяин не списал старые царапины на мебели или провалившийся матрас на безалаберность кинодеятелей, последние стараются перед съемками сфотографировать в квартире каждый угол.
— Мой художник по декорациям предварительно делает снимки каждого предмета в квартире со всех ракурсов, — говорит Алексей Волков. — Тогда можно избежать необоснованных претензий со стороны собственников.
А вот профессиональные риелторы придерживаются иной позиции. По мнению юристов в сфере недвижимости, пускать на свою территорию чужаков с камерами и реквизитом можно только на основании официального договора. Как объясняют знатоки права, это может быть типовой договор краткосрочной аренды — как если бы вы принимали на побывку обычных жильцов. В нем следует прописать точные даты заезда и выезда кинобригады, а также детально описать все права и обязанности сторон.
Здесь главным камнем преткновения может стать желание хозяина не уходить из квартиры во время съемок.
— Мне в квартире разрешили остаться, и я тихонько сидела на кухне, — вспоминает Екатерина Светлова. — Конечно, это все очень утомительно. Ходят постоянно туда-сюда, ни ванной воспользоваться когда надо, ни из дома уйти…
При этом создатели фильмов в один голос восклицают: никаких посторонних на съемочной площадке! А значит, устные договоренности с режиссером при желании (его, а не хозяина квартиры) могут в один миг испариться. Так что юристы настоятельно советуют указывать в договоре пункт о праве собственника присутствовать на месте съемок.
Наконец, еще один важный момент — жанр действа, которое будет разворачиваться у вас в квартире. Его также надо указать в договоре. Вдруг по сюжету герой должен валяться в луже бутафорской крови, которую потом оттирать от ковра будет явно не ассистент режиссера?..
— Я была вынуждена за свой счет менять всю мебель в гостиной и, что самое ужасное, кухонный гарнитур! — возмущается москвичка Марина Васильева.
Вузовский педагог по профессии, она превратила аренду своих двух хрущевок — одна на Бабушкинской, другая в Кузьминках — в прибыльный бизнес. Правда, до той поры, пока ее «однушка» в спальном районе на северо-востоке не приглянулась команде, снимавшей криминальный сериал. Весь кетчуп и красную краску с обоев и покрывал творческие работники клялись смыть.
— «Кровь»-то они смыли, тут никаких претензий, — чуть не задыхаясь от ярости, вспоминает Марина, — но почему же мне никто не сказал, что будут бить-крушить мои стулья и расстреливать мебель на кухне?! Когда я стала указывать, что там трещина, тут царапина, а в кухонном буфете вообще дырку проделали, как будто боевыми патронами стреляли, тот же режиссер сначала начал меня «завтраками» кормить, а потом и вовсе пропал и перестал отвечать на звонки и СМС...
На этот счет у правоведов совет один: детально прописывать в договоре, что в ходе съемок не будет стрельбы или, например, постельных сцен. А если будет — на это у собственника лучше взять письменное согласие. А то потом станет на весь дом проклинать киношников и оплакивать простреленную люстру или брачное ложе, которое теперь однозначно надо менять.
5 советов для тех, кто хочет сдать квартиру для съемок
Не делайте дорогой ремонт в надежде на то, что на вашу хрущевку клюнет Стивен Спилберг. Спросом у киношников пользуются как раз «убитые» квартиры.
Самые важные моменты — жанр фильма, наличие пикантных сцен, длительность съемок, гонорар за аренду — оговорите заранее.
Если режиссер — не ваш друг детства, лучше подпишите официальный договор. Заверять его у нотариуса не надо.
Перед съемками сфотографируйте со всех ракурсов самое ценное имущество и мебель. Так можно обезопасить себя от конфликтов.
Предупредите соседей и председателя ТСЖ о визите съемочной бригады. Лучше всего сработают объявления в подъезде и лифтах.