Детско-юношеское движение «Юнармия» было создано по инициативе главы Минобороны Сергея Шойгу при поддержке президента страны Владимира Путина. В конце мая в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке прошел учредительный слет движения, на который слетелись делегаты из всех регионов России. Движение стартовало 1 сентября 2016 года. Первыми юнармейцами стали ребята из Москвы. Но сейчас движение уверенно развивается уже во всех 85 субъектах.
Как говорят его инициаторы, «у юнармейцев есть хороший вожатый», имея в виду армию России. При этом Сергей Шойгу не раз подчеркивал, что целью «Юнармии» не является милитаризация подрастающего поколения, просто Минобороны недовольно тем, что творит молодежь в некоторых субъектах страны.
Ребят из лесной школы под Тверью, приехавших в Москву, к этой категории явно отнести было никак нельзя. С их появлением в музее сразу стало даже как-то светлей. Светлая песочная форма, алые рубахи и береты, но главное лица — чистые и одухотворенные.
Здесь в главном зале Победы среди штандартов и знамен, овеянных боевой славой, перед ветеранами и представителями командования Минобороны, они произносили свою клятву: «Я, вступая в ряды «Юнармии», перед лицом своих товарищей торжественно клянусь....»
...Честно говоря, после этих первых слов, я несколько оторопела. Мне сразу вспомнилось собственное красногалстучное детство и подумалось: неужели опять пионерские клятвы, обещания в вечной верности какой-то одной партии, ее идеям и планам? Не хочу... Чего стоят эти детские клятвы? Вспомнить хотя бы нынешних политиков — германского канцлера Ангелу Меркель, президента Литвы Грабаускайте, украинских идеологов Майдана, орущих в Раде националистов... Все они в детстве когда-то так же клялись в вечной верности сначала пионерскому знамени, потом комсомолу, затем партии... И где эти клятвы сейчас? Так, может не стоит повторять пройденного?
Но, к моему удивлению, никакой политики в клятве юнармейцев не прозвучало. Если с позиций обычного родителя оценивать ее слова, то подписаться хотелось под каждым словом: «следовать традициям доблести, отваги и товарищеской взаимовыручки, всегда быть защитником слабых, преодолевать все преграды в борьбе за правду и справедливость, стремиться к победам в учебе и спорте, вести здоровый образ жизни». И ни слова об армии! Только то, чему все мы пытаемся научить собственных детей. И лишь в самом конце: «готовить себя к служению и созиданию на благо Отечества, быть патриотом и достойным гражданином России».
Согласитесь, если слово «Россия» заменить здесь словом «Америка», сразу понимаешь, что, как говориться, ничего личного. Политики США никогда не стыдились высоких слов о своей стране, с детства прививая своим гражданам чувство патриотизма. Флаг, гимн, другая американская символика — все то, что сопровождает американца с рождения. Мы же долгое время стеснялись высоких слов о своей стране. В постсоветской России выросли целые поколения для которых слово «патриот» было почти ругательным.
...Но теперь в зале Победы музея Вооруженных сил, для мальчишек и девчонок из далекой лесной школы, которых серьезные мужчины — генералы, ветераны, офицеры — торжественно посвящали в юнармейцы, это еще недавно заплеванное и затоптанное слово «патриот» зазвучало так, как и должно звучать в любой стране.
- Патриотизм начинается с мамы, друзей, со своей школы... - говорил ребятам глава Общественного совета при Минобороны, главный редактор «МК» Павел Гусев. - Стать патриотом непросто... Патриот и патриотизм — это не просто слова. Это огромная работа, обязанность и ответственность перед обществом и страной.
И у этих ребят такая ответственность уже есть. Как рассказала Заслуженный учитель России Ольга Андреева, которая привезла своих учеников в столицу, эти дети помогают ветеранам, ухаживают за памятником Дмитрию Ильину — герою Чисменского сражения, имя которого носит их отряд, следят за памятником летчикам, погибшим во время Великой Отечественной войны, при освобождении их села.
- Мы являемся молодежным отрядом Георгиевского союза России, - рассказывает Ольга Андреева. - Он ставит своей основной целью патриотическое воспитание молодежи в духе православных, исторических, военных традиций.
- Но в школе ведь учатся не только православные?
-У нас пока только такие... А раз мы — георгиевцы, то обязаны знать, кто такой святой Георгий. Я им рассказываю о нем.
- А что делают сами ребята? Кто у вас лучшие? Кто командир отряда?
-Тимур Бакиров.
- Он тоже православный?
- Нет, но мама ему сказала: Тимур, иди в отряд. И он пришел. И стал одним из лучших. Да у нас много отличных ребят: Никита Суворов, Егорка Иванов, Юлька Шустрова — плясунья наша... Да все лучшие, кто сейчас стоит в этом строю... Они принимают участие во всех общественных акциях района: «Блокадная ласточка» в День Победы, 22 июня «Свеча памяти» — это все наше... А еще у нас есть агитбригада. Мы сделали военно-патриотическую программу и выступаем по сельским клубам, куда уже давным-давно никто не приезжал. И знаете, как нас встречают, как нас благодарят! Бывает, возвращаются ребята после такого выступления и говорят: Ольга Анатольевна, сколько тепла мы сегодня от людей получили. А я говорю: это потому что вы своего тепла отдали много.
Здесь же в зале чуть поодаль от строя новоиспеченных юнармейцев стояло еще несколько мальчишек и девчонок, но уже в морской форме. Оказалось это тоже ребята из Тверской области, из Тургиновской школы. Они с легкой завистью смотрели на новенькую форму и настоящий флаг «Юнармии», который вручал тверечанам генерал-полковник Виктор Барынькин — глава комитета ветеранов Генштаба, участник войны в Афганистане.
-У нас в школе, - рассказала директор Тургиновской школы Ольга Карасева, - тоже создан георгиевский отряд. Туда входят ребята с 6-го по 11 класс. Они сами на своем собрании выбирают тех, кто будет членом их отряда, а кому еще подождать. Учитывается не столько учеба, а именно общественная работа.
- Какая это работа?
-Помогаем ветеранам — все одинокие ветераны у нас под присмотром. За братской могилой ухаживаем. Кроме того, ведется большая краеведческая работа. Нам в этом помогает ассоциация Тверских землячеств. Благодаря им мы побывали на базе наших подлодок в Северодвинске, были в Севастополе. Регулярно ездим на выставки в Санкт-Петербурге и Москве, посвященные флоту. А весной были в Госдуме, там организовали выставку, посвященную индийско-российской дружбе. Мы как потомки Афанасия Никитина (смеется) тоже приехали, познакомились в послом Индии, ему наши ребята очень понравились. Мы всюду ездим и многое видим. А наши выпускники учатся и в Краснодаре, в летном училище, и в Санкт-Петербурге в корпусе Петра Великого, и В Тверской Академии ПВО, в Суворовском училище. Еще мы ведем активную перписку с экипажем атомного подводного крейсера «Тверь». Посылаем им видеоролики. Вот недавно нам моряки отчитались, что у них были учения, на которых они отстрелялись на «отлично». А мы пока на «отлично» учиться стараемся. У нас ведь небольшая сельская школа, но работа в георгиевском отряде, а теперь вот и в Юнармии, позволяет нашим ребятам чувствовать, что они не где-то там вдалеке от жизни, а в центре всех событий своей страны.
- А почему сегодня вас не приняли в Юнармию?.
- Не знаю почему... - чуть смутилась учительница. И тут же уверенно добавила: ребята у нас очень активные. Мы обязательно будем юнармейцами.