- Михаил, сотрудники ФСБ просили вас установить прослушивающее устройство?
-Ничего подобного не было! Меня никто никогда не спрашивал и не ставил в известность о какой-то прослушке. Был только один подобный случай года два назад. Тогда моего охранника попросили поставить прослушивающее устройство. Он ко мне - естественно, я запретил. Тогда они обратились лично — я потребовал постановление суда, а его не было. В итоге они от нашего ресторана отстали.
-Захарченко ваш старый друг? Он заявляет, что часто ужинал у вас.
- Видел, наверное, его, но не более того. Часто бывает, что гости меня знают отлично, а я их не припомню.
- А Пшегорницына?
- То же самое.
– Может быть вы или ваши охранники видели, как посетители передают друг другу деньги?
- Нет, ничего подобного мы не видели. По-моему, надо быть полным идиотом, чтобы делать это на глазах у всех. В ресторане, кстати, установлены видеокамеры. Если, как говорит, Захарченко, ему вменяют получение взятки в моем заведении, то у меня должны были бы запросить видеозаписи с этих камер. Но никто из сотрудников правоохранительных органов ко мне не обращался. За все время было лишь одно такое обращение. Года три назад у посетителя что-то пропало, смотрели по камерам, но ничего не нашли.
- Обидно, что после случившегося во всех ваших посетителях видят потенциальных взяточников или взяткодателей?
- Неприятно. Я бы не хотел чтобы мой ресторан запомнился полковником Захарченко.
- Так была она все-таки?
- Я не знаю, что вообще Захарченко имел в виду? На столе декоративных тарелок нет. Есть только те, в которых приносят еду. Но как туда можно вставить прослушивающее устройство? Я не специалист по шпионским штукам, но чисто технически это сделать невозможно — тарелка фарфоровая, у нее нет двойного дна.
- Может быть, Захарченко выразился «фигурально», имел в виду, что в столе есть такое устройство.
- Но кто его поставил? Все официанты работают у меня много лет. Я допускаю человеческий фактор, допускаю, что кого-то могли подкупить. Но в этом случае, думаю, оперативно-розыскные мероприятия проводили незаконно, потому что в известность я поставлен не был.
- Охранник мог заметить и не сказать?
-Исключено. К тому же задачи охранника, стоящего на входе, совсем другие. Он смотрит, чтобы никто не мешал гостям.
Комментарии бывшего следователя по особо важным делами СК РФ Андрея ГРИВЦОВА:
В тарелку вмонтировать прослушку можно, и я лично о таких случаях знаю. Более того, сделать это мог кто-то из официантов по требованию сотрудников спецслужб, и с него могли взять подписку о неразглашении. Все подобные операции секретные, ставить в известность владельца ресторана не обязаны. Но действительно должно быть постановление о подобном ОРМ, однако не суда, а руководителя следственного органа. Если бы все происходило в доме, то тут требуется только санкция судьи. Однако в этой истории есть много странностей. Во-первых, просто удивительно, что не запросили видеозаписи с камер — это делается обязательно. Во-вторых, само постановление о возбуждении уголовного дела против Захарченко выглядит сомнительно. Там сказано, что взятку он брал у «неустановленного лица». Странно, что не задержали сразу, с поличным, и что этот эпизод почти 10-месячной давности всплыл именно сейчас.