Скандал в Кемеровском госуниверситете, где при посвящении в студенты на загородной турбазе первокурсники истфака разделись догола, завершился жестко — увольнением декана факультета и двух его заместителей, а также запретом на выездные посвящения для других факультетов. Отныне трансформация абитуриентов в студенты будет проходить в официальной обстановке в актовом зале вуза.
Относиться к испытанию, придуманному студентами для «салаг», можно по-разному. Одни брезгливо поморщатся от примитивности и пошлости конкурса на раздевание до последнего предмета туалета — и будут совершенно правы. Другие вспомнят, что по молодости чудили куда хлеще, скажут, что посвящение в студенты изначально задумано и всегда является действом несколько хулиганским, что оно сопровождается обильными возлияниями, что к молодым раздухарившимся ребятам надо отнестись снисходительно и не поднимать ханжеский вой.
И они тоже будут правы.
Потому что этот вопрос, находящийся в сфере этики–эстетики, каждый решает для себя сам.
И каждый из ребят, принимавших участие в скандальном «посвящении», должен был решать сам — раздеваться ему или нет. У кого-то это спорное мероприятие вызвало восторг, кому-то категорически не понравилось, и это совершенно нормально.
Ненормально другое. Меня больше всего удивила девушка, накатавшая жалобу на «распутное» поведение старшекурсников. Дескать, она и ее подруги не хотели раздеваться, но другие студенты настаивали, брали, что называется, на понт, и в конце концов пришлось пойти у них на поводу и оголиться.
Думается, этим девушкам впервые в жизни надо было принять самостоятельное решение. Не хочешь раздеваться — не раздевайся. Никто нож к горлу не приставлял, никто насильно одежду не стаскивал. Тебе противно что-то делать — не делай этого, и плевать на то, что делают и что говорят другие.
Потому что это в детском саду за поведением следят воспитатели и наказывают тех, кто ведет себя плохо. И в школе ты еще ребенок и ответственность за твои поступки отчасти несут учителя. Они объясняют, что хорошо и что плохо, но впоследствии выбор в определении для себя понятий добра и зла делает все же сам ученик.
И уж тем более окончание школы предполагает, что человек уже стал взрослым и отвечает за себя сам. А праведный гнев из серии «я не хотел, но меня заставили» — это признак незрелости и инфантильности, признак того, что взрослый по паспорту человек все еще ждет, что решения за него будут принимать другие, большие дяди и тети.
И очень жаль, что эти дяди и тети охотно в эту историю впрягаются. Увольняют других больших дядей, выносят взыскания «недоглядевшим за детьми». Запрещают вольные студенческие «буйства», заменяя их строгим официозом под бдительным надзором.
От всего этого выросшие дети так и остаются детьми несмышлеными. А мы потом удивляемся — чего это они такие несамостоятельные и инфантильные?