Сергей Шнуров вместе со своей группировкой «Ленинград», разумеется, не мог не откликнуться на большой праздник в стране – День знаний. И 1 сентября школьники и их родители потянулись стройными колоннами в свои образовательные учреждения под забористые рифы приблатненно-отменного ска и диалоги нового видеоклипа «Сиськи». То, что это уже хит – сомнений нет.
За несколько часов в интернете клип набрал сотни тысяч просмотров, счетчик крутится с бешеной скоростью, и отметка в миллион, возможно, будет уже преодолена, когда эта заметка увидит свет.
Как и положено в День знаний, в ролике вспоминается наше всё – Александр Сергеевич Пушкин. Сей образовательный момент ретранслирован в клипе напутствием самого президента РФ Путина, что помогло героине преодолеть жизненную драму с изменой бойфренда, причиной чему стала ее маленькая грудь.
«Если мы будем ждать чудес от золотой рыбки, - вещает гарант конституции в телевизоре, перед которым сидит заплаканная брошенка, - то мы можем, как в сказке Пушкина, у разбитого корыта оказаться. Лучше работать, засучив рукава». «Спасибо, Владимир Владимирович!», - глотая слезы, выдавливает из себя героиня, и по ее челу пробегает блик просветления. А дальше понеслось…
С подругами, включая «глубоко забереневшую» героиню «лабутенов» актрису Юлию Топольницкую, несчастная Лена (артистка Любовь Константинова – без сомнения, новая «ленинградская» звезда) пускается во все тяжкие, заканчивающиеся жизнеутверждающей концовкой. После пробуждения утром в постели с новым секс-партнером после бурной вечеринки, на сомнение несчастной: «У меня очень маленькая грудь?», - он ее успокаивает: «Лен, ты чего, зато у тебя жопа классная!».
Помимо всех жопошно-сисечных страданий, клип возбудил общественность появлением в этом ядрено-эпатажном контексте образа президента Путина, пусть и опосредованно, через экран включенного в комнате телевизора. «Имел ли право?, - задались вопросом отдельные граждане, - согласовано ли использование образа другого, после Пушкина, Нашего Всего? Не нарушен ли закон?».
На вопрос «МК» к официальным представителям производившей «Сиськи» компании о том, откуда растут ноги в этом креативе, все указали пальцами на самого Сергея Владимировича (Шнурова). Г-н Шнуров на связь не вышел. В пресс-службе коллектива сообщили, что «в основном режиссер клипа Анна Пармас рулила всем этим вопросом, хотя, наверняка, Сергей задал тон в самом начале (процесса), как это обычно бывает – он определяет концепцию, а ребята потом уже воплощают ее в жизнь».
В любом случае, как объяснили «МК» представители издающей компании, согласно закону, можно использовать до 15 секунд цитаты, образы, записи и все, что угодно, – как в коммерческих, так и не в коммерческих целях.
С другой стороны, оппозиционно настроенные граждане обратили внимание на «сервильную трансформацию» г-на Шнурова, ибо, по их мнению, контекст, в котором использован образ Путина раньше и сейчас, «явно сменился с отрицательного на позитивный». Потому, мол, Шнуру и позволяется теперь то, что не позволяется никому больше, так как «высшая власть канализирует общественное недовольство, позволяя веселиться людям под матерные песенки «Ленинграда», и никакие возмущенные депутаты из числа «пуританских мракобесов» ничего не добьются в своем желании запретить группу и их песни.
Однако, если это «хитроумный план Кремля», то тогда, пожалуй, это одна из лучших начальственных идей. Сергей Шнуров в одном из интервью «МК» так объяснил свои мотивы: «Мне кажется, сейчас очень интересное время. Абсурдное и подходящее для самых разных его интерпретаций. Осмысление бессмыслицы — это, собственно говоря, и есть поэзия. Нахождение какой-то схемы в хаосе. Вот этим я и занимаюсь».
С приходом в его команду режиссера Анны Пармас, «ответственной» за последний суперхитовый «ленинградский» триптих из «Экспоната», «В Питере – пить» и нынешние «Сиськи», «осмысление бессмыслицы» превращается из просто прикольных зарисовок с натуры практически в эпические полотна современного капреализма. Не просто клипы, а короткометражные фильмы с драматургией и режиссурой совершенно убийственного содержания. Другой вопрос, что предельно откровенная и натуралистичная злоба дня из жизни маленького человека в системе ценностей и координат нынешней действительности может для кого-то быть просто приколом, для кого-то жизнеутверждающим примером, а для кого-то и беспросветной катастрофой.
Шнур осмысливает эту действительность с мастерством высшей пробы. Нарекут ли эти произведения шедеврами, покажет, конечно, время – возможно не такое далекое. Как и то, куда собственно, «канализируется общественное недовольство», кем бы и как бы оно ни использовалось…