«Пришли и как-то незаметно остались у нас жить двое соседских пацанов. Друзья моего сына. Их бросила мама. Пятерых детей оставила со своим мужем и укатила к любовнику в Анапу. Напоследок вынесла еще и все деньги, попросив их у мужа и объясняя это тем, что ей нужно оплатить кредит. Тот в шоке и ужасе».
Если бы это рассказывала не моя коллега и, более того, подруга, которую лично знаю двадцать лет, я бы не поверила! Сначала стало даже смешно. Оказывается, после пятого ребенка жизнь только начинается! Мне как-то не верилось в реальность происходящего, казалось, женщина разыгрывает мужа, может, устала от быта, даже, возможно, загуляла от жизни такой непростой. Но ведь дети! Пятеро! День-два, и вернется. Ну куда она денется? И где тот рыцарь, который готов взять ее с пятерней?
А сюжет между тем закручивался! «Ее бывший побрился налысо с горя, зарплата у него маленькая, содержать пятерых детей он не в состоянии, да и не умеет многого: кормит их картошкой и пельменями. И то не каждый день. Дети разбрелись по друзьям».
Вечер переставал быть томным. Нарастало напряжение. Но дальнейшее развитие сюжета не мог бы написать ни один автор самых гениальных трагикомедий, только сама жизнь. «Так мало того, еще и не все дети его. Из пятерых — всего только двое. Старшие мальчики — это сыновья любвеобильной дамочки от двух предыдущих мужей, старшая девочка — дочь первой жены брошенного мужа, которая попала под электричку. И только девочка с самым маленьким мальчиком Мишей (все имена детей изменены), который со своим средним братом Славой как раз и живет теперь с нами, — его».
В этом сюжете не хватало одного-единственного штриха. Такого, который бы поднял сюжет до высот мировой кинематографии. И жизнь его с удовольствием нашла и вписала — сбежавшая мать пятерых детей... глухонемая.
На этом краткое описание содержания можно закончить. Если бы это действительно было превью к бразильскому или мексиканскому телесериалу, то осталось бы только включить телевизор и с удовольствием смотреть, как серия за серией разгораются страсти, как сбежавшая женщина сперва крутит глухонемую любовь в декорациях Черноморского побережья, потом рожает еще одного ребенка, ссорится с любовником, возвращается к бывшему мужу, а тем временем оказывается, что он успел найти себе другую жену, и у той тоже дочери или сыновья, и вся эта психоделическая семейка остается жить под одной крышей, и все дети у них становятся знаменитыми артистами или учеными, потому что у любой «Санта-Барбары» обязательно должен быть счастливый финал. Но жизнь — автор скучный, реалист, пишет прозаично, выбирает для описания самые тяжелые слова, окрашивая происходящее в серые тона. И к тому же все это происходит не на фазенде, окруженной тенистым садом, а в обычной московской многоэтажке.
Но где Москва, там свою роль должны сыграть и соответствующие ведомства. «Сегодня к ним домой, по словам Славы, приходили из органов опеки. Сказали, что будет суд, и Cлаве предстоит выбирать, с кем он останется — с мамой или с отчимом. Слава посмотрел на меня и спросил: «И я должен решить до завтра! Кого мне выбрать?!»
Самое страшное для ребенка — это принимать решение. Причем не за себя, а за взрослого человека. Вернее, принимать-то свое, но пытаясь учесть интересы самого дорогого ему человека.
— А ты кого хочешь выбрать?
— Наверное, все-таки маму. Потому что если с отцом останутся все дети, он отсудит у мамы всю ее зарплату. Он так говорит. А на что она будет жить?
Когда мы смотрим телесериалы, мы никогда не задумываемся, как выглядит представленное на экране глазами детей. Конечно! Это же всего лишь кино, призванное развлекать, забавлять, вызывать эмоции от сочувствия до гнева, позволять домохозяйкам пустить, где хочется, слезу и тем самым омыть душу. Все понимают: это все ненастоящее, гипертрофированное, фейк! Это жизнь в кривом зеркале комнаты смеха. Но зеркало разбилось, и оказалось, что сюжет — не искаженное отображение, это и есть сама жизнь.
Но мы забыли, что детей в нашем сюжете двое. Двое рожденных от разных отцов, но выросших вместе и никогда не задумавшихся в силу ненужности и малолетства, да и просто — ну кому это в детстве интересно? — о степени своего родства. Братья и братья! Всегда так было, всегда одно яблоко пополам. И вдруг! Вот оно, осознание. Через самое страшное, что может быть, — потерю матери. Пусть не физическую, но духовную, да и бытовую. И сюжет просто взрывается детским отчаянием.
— Миша закричал: «Нет, я выберу маму». Слава: «Ты не можешь выбирать, потому что это твой отец, и он тебя ей не отдаст. Он будет за тебя бороться. В органах опеки сказали, что выбирать из нас двоих могу только я, потому что я ему не родной!» Я спросила: «А вы не хотите как-то все-таки с мамой связаться? Что она об этом думает? Ну, прежде чем выбирать...» «Это невозможно, — спокойно сказал Слава. — Она нас на своем мобильном заблокировала».
И самое страшное здесь не то, что заблокировала, хотя и это за гранью добра и зла. Самое страшное — «спокойно сказал».
Дети жили у подруги несколько дней. Тринадцатилетний Слава ходил с ней по магазинам, помогал носить сумки. «Вооружившись дрелью и шуруповертом, починил все, что разваливалось и болталось. Приготовил для нас для всех какие-то совершенно умопомрачительные сэндвичи. По вечерам мы смотрим фильмы допоздна. Что будет дальше — я не очень представляю», — делилась подруга.
А потом сюжет перешел в острую фазу. «За Славой и Мишей пришла их сестра Лена и сказала, чтобы они срочно шли домой. Они ушли, сказав напоследок, что решили оба выбрать маму. Слава вскоре вернулся. Один. Оказывается, это вызвал их отец, чтобы поговорить по душам и узнать, с кем они в такой ситуации. Славе в ответ на его слова о том, что он хочет быть с мамой, отчим предложил собрать вещи и прямо сегодня вечером уезжать, куда он хочет. А Мише сказал, чтобы тот выбросил из головы свои идеи и оставался с ним. Слава вернулся, таким образом, уже без Миши, естественно, он в шоке, пока ничего не может говорить...»
Если бы эту историю писала не сама жизнь, дальнейший поворот, возможно, был бы другой. Но наш автор не знает жалости к своим героям, и... вы не поверите! — она вернулась! Мать четверых и мачеха одного ребенка. «Только что прибежал Миша и сказал, что их мама вернулась и идет к их дому по улице. Слава наспех обулся и вылетел под проливной дождь. Неужели happy end?!» — радовалась подруга, в один момент вынужденная взять под опеку двоих детей: кормить их обедом, завтраком и ужином, водить, чтобы отвлечь от происходящего кошмара, в кино и аквапарк, а главное, без конца разъяснять им ситуацию и вселять хоть какую-то, хоть на что-то надежду, чтобы удерживать хрупкую детскую психику от окончательного слома. Она, мать своих четырех детей вернулась!
...Но, увы, не так, как возвращаются в бразильских телесериалах. Пусть брошенная, возможно, снова беременная, но раскаявшаяся, готовая искупать любовью и заботой, жаждущая прощения и принятия в семью такой, какая есть. «Вернулся мрачный Слава — никуда она его не забирает. Она приехала разговаривать с бывшим на тему, чтобы Слава остался все-таки с ним. Они сейчас сидят и разговаривают. А Славу отправили ко мне, чтобы я ему помогла в школу собраться. Вот так, дословно...»
На этом, собственно, можно и закончить повествование.
Мать не взяла с собой никого из детей, ей просто их брать оказалось некуда. И мальчишки потеряли к ней всякий интерес: это собака всегда готова простить предательство, а человек, даже если он ребенок, — не всегда...
Отец между тем бросил пить, велел всем детям вернуться домой и запретил ночевать у друзей. И даже, как говорят ребята, пытается собрать их в школу.
Самое страшное в этой истории, что все службы были на месте: и опека, и полиция делали все что могли и... ничего не могли сделать. Нет у нас таких законов, которые бы запрещали матерям бросать своих четверых детей и сматываться с любовниками в Анапу.
Кстати, мать мальчиков была категорически против их общения с прессой, а сами дети боялись, что статья станет поводом для полиции преследовать их горе-мамашу. Но, надеемся, не станет.
Так вот, в нашей истории нет счастливого конца. Страсти вроде улеглись, но не страсти ломают жизнь. Ее ломают серые будни. Семье остро необходима социальная помощь самого разного плана. Работа школьных психологов с детьми, работа взрослого психолога с мужчиной, в одночасье оказавшимся отцом-одиночкой с пятью детьми на руках, двое из которых ему не родные. Нужна денежная помощь в сборе детей в школу. В конце концов, мужчине нужна высокооплачиваемая работа, потому что это главный фактор, который помог бы им всем удержаться на поверхности.
Кто сможет разрешить этот узел?
Какая социальная служба?
Жизнь — не кино, и до красивого финала реального телесериала много-много долгих лет, которые и именуются жизнью.
А двое из пяти брошенных детей между тем снова живут у моей подруги. Вечером 31 августа Миша мимоходом обмолвился, что 1 сентября он в школу не идет — не в чем. Нет школьных брюк. Ну, то есть совсем нет. Никаких... «Но это ничего! — отмахнулся Миша. — Дома пересижу, пока папа не заработает...» Подруга подхватилась и побежала с почти уже приемным сыном в магазин школьной одежды. «Слава богу, успели до закрытия! Купили все, что надо, — рассказала она. — Ну а деньги, которые я уже начала занимать по друзьям, надеюсь, к Новому году верну. Все же понимают, в какой я ситуации, как-никак четверо детей...».
Когда уже верстался номер, из школы, не заходя к отцу, в чужой дом, который уже привык считать своим, пришел Слава и сказал, что у него «нет дневника», а еще «ему нужна майка для физкультуры», а то в школе на него «будут орать».