Дом №6 находится в двух шагах от начала Невского проспекта, в 200 метрах от Дворцовой площади, в 400 метрах от Исаакиевского собора. Видное здание в стиле эклектики. Ради строительства метро «Адмиралтейская» рядом снесли дом №4 по Малой Морской улице, тогда-то и начались злоключения. Часть дома №6 тоже хотели сносить. Были опасения, что здание все-таки не устоит, но оно выдержало. Правда, в стенах появились трещины. Но это полбеды. Беда в том, что в ставший коммерчески привлекательным дом возле метро стремятся «залезть» все возможные и невозможные компании.
Метро начали строить в 2009–2010 годах, тогда же администрация района и метрополитен обещали жильцам, что фасад, старинные лестницы и прочее отремонтируют. С момента сдачи станции прошло уже несколько лет, а воз и ныне там. «Все специально делается для того, чтобы нас отсюда выжить, — говорит местная жительница Юлия. — Вся моя семья здесь жила, они с этого дома в блокаду фугасы снимали своими руками. Мой дед был одним из пяти операторов, которые работали в блокадном Ленинграде. А теперь меня отсюда хотят выжить! Это же был особняк Гамбсов, знаменитых мебельщиков, они тут занимали второй этаж. Пару лет назад приезжали их потомки и были в шоке от того, что стало с домом».
По точечным жалобам трещинки в доме латали. Гипсом, силиконом — чем придется. Наконец в этом году жильцам предложили отремонтировать дом за свой счет. Весь дом сейчас опоясан крупной, жуткого вида металлической сеткой — чтобы штукатурка и прочие куски, которые будут отваливаться от дома, не падали на людей. Арка, которая ведет во двор, и вовсе изуродована массивными балками, которые поставили в 90-е с той же целью — чтобы не убило кого-нибудь, если дом будет рушиться. «Эти конструкции уже сами в аварийном состоянии, от них постоянно что-то отваливается». Обитатели двора вспоминают, что минувшей зимой в этом дворе чуть не убило человека сосулькой с этих странных балок.
«Ремонт обещали в 2012 году, — говорит житель дома Евгений. — И вот уже четыре года благополучно ждем». При этом в документации постоянно меняется дата постройки дома: еще не так давно он был 1854 года, затем появился 1911 год, а буквально пару месяцев назад он вдруг стал 1916‑го. Притом что архитектор Гаральд Боссе, автор здания, скончался в 1894 году. Жильцы заметили, что таким образом по документам здание постепенно вывели из ведения КГИОП (Комитета по охране памятников).
В мае ЖКС‑1 инициировал собрание, на котором были представители жилинспекции и районной администрации. Там попытались «повесить» ремонт дома на жильцов — а это порядка 14 млн рублей. Метрополитен уже отказался ремонтировать здание, а районная администрация явно не хочет расставаться с такими деньгами.
«Они убили это имущество и за наш счет пытаются отремонтировать», — говорят жильцы. Со вздохом вспоминают 70‑е годы, когда в доме жил американский консул, и здание было аккуратное, без трещин, свежее, чистое. Сейчас администрации здание проще снести. Тем более что коммерсантов, готовых выкупить это доходное место, хватает.