Об учебном процессе:
Дмитрий Ливанов: «Любой школьный учебник должен быть интересным, но особенно это важно для учебников по истории и по литературе. С их помощью школьники должны не только усвоить необходимый набор дат, имен и фактов, но и почувствовать интерес к истории, к литературе, к чтению, чтобы, читая учебники, дети развивались интеллектуально. Конечно, авторский коллектив, выбранный на конкурсной основе для подготовки нового учебника истории, должен удовлетворять этим требованиям, и в него должны входить не только академические историки, но и люди, умеющие интересно и увлекательно для детей описать исторический материал».
Ольга Васильева: «Строить будущее невозможно без прочного фундамента, а этим фундаментом был и остается патриотизм, ничего другого не придумано. Это уважение к нашей истории, традициям, духовным ценностям. Вспомните 34-й год, когда Сталин сказал, что теперь у нас есть отечество, есть история».
Об учителях:
Д.Л.: «У нас есть четкая задача сделать так, чтобы у каждого преподавателя, и профессора, и доцента, ассистента, была конкурентоспособная базовая заработная плата, к которой, конечно, могут добавляться и какие-то дополнительные выплаты за счет грантов по науке, за счет каких-то других проектов и так далее. Но вот наша первоочередная задача — серьезно повысить уровень базовой заработной платы... Я 20 лет работал преподавателем в вузе. Да, очень сильно упал уровень преподавания, много людей ушло либо в другие сферы деятельности, либо уехало за границу и там, так сказать, работают и занимаются наукой. У студентов снизилась мотивация учиться. Сейчас перед нами стоит задача восстановить конкурентоспособность наших вузов. К сожалению, далеко не во всех вузах это можно сделать, потому что где-то распад уже принял необратимый характер. Но там, где можно сделать, мы это сделаем».
О.В.: «У каждого человека есть в жизни приоритеты. У меня они тоже есть. Первый приоритет моей новый работы — это учитель, его служение, его миссия. От него зависит все. Второй приоритет — это вместе с учительским сообществом, с общественными организациями профессиональными, с родителями, безусловно, осмыслить все, что сделано в сфере образования в начале 21-го века и раньше, взять лучшее и двигаться вперед. Вот два приоритета, которые будут определять первое направление работы».
Об отечественной истории:
Д.Л.: «История, естественно, очень многогранна. Там были и светлые события, и трагические события, но в целом это великая история, в том смысле, что она увлекала в себя огромное количество людей, она оказала влияние и на то, как развивалась Европа, и на то, как развивалась Азия. В этом смысле вот это вот величие и есть то, как мне кажется, чем можно и нужно гордиться».
О.В.: «Главное, что нужно было пришедшим в 1991 году людям, — это перечеркнуть историю советского периода, очернить прошлое, убрать из общественного сознания верность традициям, гордость за величие своей страны... Мы не говорили про патриотизм с 1991-го по 2002-й! В общественном сознании этого понятия не было... Мифы, которые создавались «Огоньком» Коротича, были ошеломительны. Если подсчитать то количество погибших и репрессированных, которое давал «Огонек», то непонятно, кто в стране вообще оставался трудиться... До чего они договорились — до того, что были два тоталитарных режима, но над одним состоялся Нюрнбергский процесс, над другим — нет».
О подходах к преподаванию:
Д.Л.: «Единый экзамен по иностранному языку будет обязательным для всех. Надо проделать очень большую работу по повышению уровня преподавания иностранного языка в наших школах, нам предстоит переподготовить большое количество учителей и принять на работу еще очень много молодых учителей».
О.В.: «Для преподавателя общественных наук гуманитарного цикла очень важна та мировоззренческая платформа, на которой он стоит. Потому что любой факт можно преподносить с одним акцентом и другим акцентом».
О личной жизни:
Д.Л.: «Это было общее решение, которое мы приняли с моей женой и, кстати, с моими детьми (об усыновлении сироты. — «МК»). И могу сказать, что ни на минуту не пожалели об этом. Давая семью ребенку, который в силу разных причин ее потерял, вы делаете, конечно, большое добро и большой подарок, но не ему, а себе».
О.В.: «Давайте это останется маленькой тайной (на вопрос о городе, в котором родилась. — «МК»). Я совершенно не могу понять, зачем это нужно знать. Моя жизнь прошла в Москве. Вот если вы узнаете, где я родилась, что вам это даст?»