Итальянцы всегда тянулись к россиянам, но в условиях санкций крепкая дружба между судьями №1 двух стран - настоящее событие. А еще важно, что пленум ВС, где оба были, посвящен судебным спорам между простым человеком и властью. В Италии история такого рода судебных тяжб насчитывает уже больше века. Вместе две страны намерены поработать над Кодексом административного судопроизводства (КАСом).
В зале президиума рядом с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым сидит высокий худой итальянец в клетчатом пиджаке. Это и есть главный судья Италии Джованни Канцио. И высокому гостю из страны вин, пиццы и макарон первое слово. О чем говорил служитель итальянской Фемиды? О фундаментальных правах человека, которые в XXI веке должны соблюдаться в каждой европейской стране.
- Наши суды разные, но проблемы одинаковые, и самое важное — добиться единообразия в судопроизводстве, - заявил Джованни. С ним вряд ли поспоришь, глобализация в области правосудия уже не горами. Возможно, и началась она как раз вот с этого Пленума.
Российские высшие судьи шёпотом заговорили про судебную дипломатию. Всё, конечно, так, но вот председатель Высшего суда Италии, как выяснились, не часто выезжает в другие страны ради этой самой дипломатии. Почему он выбрал Россию? Может, чтобы поддержать наших судей, а может, и потому что у нас сейчас активно развивается административное судопроизводство. Это то направление, когда человек судится за свои права с органами власти. Так вот, высшие суды России и Италии намерены вместе поработать над Кодексом административного судопроизводства.
- Возможность спорить с властью у жителей Италии существует с позапрошлого века, - комментирует «МК» председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. - В этом смысле они уникальны. Но процедуры рассмотрения этих дел до 2010 года не было. И только 6 лет назад был принят закон о кодексе административного судопроизводства Италии. Верховный суд России 20 лет добивался, чтобы у нас такой кодекс был принят. Мы участвовали в дискуссии Совета Европы по поводу необходимости такого кодекса в каждой стране, и это не прошло даром.
Итак, первые КАСы были приняты в Италии и Франции, а России стала третьей страной. Но во многом она оказалась передовой, и вот даже в проект постановления Пленума появились пункты, которых нет нигде. Речь идет о том, как рассматривать дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрическую лечебницу, о психиатрическом освидетельствовании в не добровольном порядке, о помещении иностранца в спецприемник, об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и т. д. К сведению, решения по таким делам будут выносить в кратчайшие сроки (максимально — в два месяца). ВС подчеркнул: в данном случае промедление подобно смерти, и нельзя допустить, чтобы здоровый человек ждал месяцами в психбольнице пока судья будет разбираться, правильно или неправильно его туда поместили.
Саму процедуру судопроизводства сделают простой на столько, что любая деревенская бабушка будет понимать, как, к примеру, судиться с сельсоветом. Суды будут посылать ей смс, звонить, оповещая о ходе рассмотрения дела. И кстати, оплата госпошлины целиком лежит на ответчике, так что тратится пенсионерке не придется.
Вообще итальянская делегация отметила, что правосудие в России социально доступное: в Европе если человек затеял тяжбу, то он рискует остаться без штанов.
- Нашего итальянского коллегу очень заинтересовано право Верховного суда на законодательную инициативу, - говорит Лебедев. - Это признак того, что судебная власть равна законодательной и исполнительной. Благодаря этому у ВС всегда есть уникальная возможность восполнить пробелы законодательный базы правосудия. Внести изменения, дополнения в Уголовный и административный кодексы. В Европе такого нет.
К сведению, в этот день ВС представил два законопроекта — один, касающийся выплаты страховки автомобилистам (внесение изменение в закон об ОСАГО, упрощающее спору в досудебной порядке между водителем и страховой компанией) и второй — об арбитражных заседателях (ими не смогут теперь быть даже бабушки и дедушки, а также внуки и внучки арбитражного судьи).