Ни слова о футболе: спортивные телекомментаторы попали в засаду

"Ругаешь сборную России — значит, ругаешь Россию!"

Сборную России комментировать на госканале — самоубийство. Потому как выигрывает она по большим праздникам. Последний раз в приснопамятном 2008-м у Голландии. Это было что-то! Шли годы…

"Ругаешь сборную России — значит, ругаешь Россию!"

Сборная то и дело проигрывает. На госканале. Виктор Гусев на Первом знает. Теперь проигрывает на «России-1». Уже в исполнении Владимира Стогниенко.

Этого не может быть, потому что не может быть никогда: Россия на «России» проигрывать не должна! Нам так долго долбили во всех форматах, что мы самые-самые… Что мы идем от победы к победе и только… Что мы не знаем сомнений, не терпим никаких неудач. Поэтому на комментаторе тут большая ответственность.

Когда к 20-й минуте наши пропустили от Уэльса два гола, Стогниенко впал в ступор. Нет, поначалу он по-прежнему неумеренно восторгался передачами поперек поля наших защитников. Типа, гнал их вперед. Типа, не все еще потеряно. Но мог ли он критиковать нашу дорогую сборную? И если мог, то до какого предела? Где кончается победная трескотня и начинается позор? Но госканалам позор не писан.

Инструкций, очевидно, не было. Человек у микрофона должен был разбираться сам. Он и разбирался. Боялся сказать лишнее слово, дать больше негатива, чем это можно. Боялся высказать все, что лежало на душе в этот момент у каждого российского болельщика. Боялся даже конструктивно высказать минимальную критику. А что, а вдруг?

Умный человек с хорошей русской речью, Стогниенко сам на днях в программе «Прямой эфир» критически высказался и об игре команды, и о ее фанатах. Потом, наверное, понял, что переборщил. Все-таки госканал. А любой выступающий там несет максимальную ответственность за страну, за ее ум, честь и совесть. Ругаешь сборную России — значит, ругаешь Россию!

Стогниенко было очень жалко. В конце концов он начал называть фамилии наших игроков, хотя мяч был, наоборот, у футболистов Уэльса. «Кокорин! Дзюба!!» — а эти «нападающие» на самом-то деле и мяча по-настоящему не видели. Если не знать счета, выключить этих игрочишек, а оставить только звук звонкого голоса товарища Стогниенко, казалось, что это мы рвем и мечем, разносим Уэльс по кочкам и ведем с разгромным счетом. Как писал незабвенный Оруэлл: мир — это война, ложь — это правда, а поражение сборной России — это ее победа. Да, тяжела ты, шапка Мономаха государственного телекомментатора.

А затем Стогниенко расслабился и начал получать удовольствие. Вдруг процитировал Шнура ни с того, ни с сего, таким образом перейдя на эзопов язык. Бедный, бедный Вова.

…На «МАТЧе!» комментаторы чувствовали себя гораздо свободнее. И критиковали наших смело, невзирая на лица. Но за глаза. А когда в студию после такого облома пришли вернувшиеся в Москву капитан Роман Широков и тренер-«босс» Сергей Овчинников, вся эта бравада куда-то подевалась. Ни одного острого вопроса провалившимся соотечественникам, и только Георгий Черданцев из Парижа на фоне Эйфелевой башни пытался достучаться до их сердец. Но футболеры делали обиженные глазки, кривили губки, морщили носики. В лучшем случае говоря: «Ну, так уж вышло». А вообще, наверное, хотели, чтобы их пожалели, погладили по головке, дали носовые платки, чтобы высморкаться с горя в прямом эфире.

Представляю, что бы случилось, если бы подобным образом выступила Италия, Испания, Англия или Германия. Да там журналисты этих ребят в студии просто бы «грохнули» своими вопросами, живого места бы не оставили. Потому что в приличном обществе такой публичный «пук» не прощается.

Это вообще проблема российской журналистики. Ведь то же самое происходит и на пресс-конференциях президента. Мало кто позволяет себе, глядя глаза в глаза высшему чиновнику, жестко прессовать его по всему фронту. За исключением разве что Ксюши Собчак и еще двух-трех реальных пацанов. Журналистика — обслуживающий персонал? В России в основном именно так.

О, Максим!

А все-таки она вертится! А все-таки он может! Максим Галкин в программе «МаксимМаксим» таки сделал это, доставил себе удовольствие. В свой юбилей. Который не отмечают.

Да я и не сомневался. Мне только казалось, что Макс не в форме, потерял актуальность, несовременен. Но когда кажется… А тут он доработал, довел до ума.

Как он пародировал Елену Малышеву на рандеву с Садальским. Просто блистательно! Вы скажете, что Лену может показать каждый. Больше так не говорите. Галкин импровизировал на ходу, парируя каждую феню Стаса, ничего не пропуская. То есть работал не по писаному, а практически с листа. Ведь Садальский — абсолютный неформат. И вот тут уже все реплики Макса были точны, современны и своевременны.

Потом была еще Ваенга. И опять с листа, точь-в-точь, один в один. Умно и неповторимо.

Здесь Галкин напомнил мне великолепного пародиста 60–70-х Виктора Чистякова. Вот ему вообще не было равных. Как он «давал» Зыкину, Пьеху, Русланову! Необыкновенный талант.

Тогда что тебе пожелать, Макс, в этот твой юбилей, который не отмечают? Шестиэтажный замок в деревне Грязи — это, конечно, хорошо, но мало. Очень хотелось бы, чтобы ты не разменивался по мелочам, а шел только вперед и был лучшим. Самым лучшим. Ты можешь! Знаешь же, время сейчас такое, никому доверять нельзя. Даже себе. Мне — можно.

В формате 3D

На конкурс ТЭФИ вернули номинацию «Лучший интервьюер». Не прошло и… А зачем тогда убирали?

Данному факту я очень рад, ведь это мой любимый жанр. У нас на ТВ множество людей, хороших и разных, умеющих брать интервью. Но нынешних кандидатов на «Золотого Орфея» только трое: Юлия Меньшова, Владимир Познер и Владимир Соловьев в докудраме «Миропорядок». Ну, там, где только двое в комнате — он и Путин.

Не буду спорить с выбором Академии, это их субъективный взгляд на мир. Познер действительно сейчас в отличной форме, а Меньшова в своем «гламуре» умна и мягко стелет. О Соловьеве промолчу.

Но есть и другие. Та же Собчак на «Дожде», Владимир Глазунов на «Ностальгии», Андрей Максимов и Фекла Толстая на «Культуре», Дарья Златопольская там же… Но я лично выбрал бы Бермана и Жандарева.

В этом сезоне у них вообще не было проходных программ. Включая «На ночь глядя» на Первом, каждый раз ждешь таинства, чуда. А что эти волшебники на этот раз нам приготовят? Из человеческого характера, образа, чувств, ощущений, знаний. Такое варево для эстетов. Такая чудная игра! Приходит артист. Или режиссер. Или некий попсовый певец. И тут же попадает в умелые руки Б. и Ж. Что они с ними делают! Разыгрывают такие интеллектуальные стеночки в одно касание — сборной России и не снилось. Так тебя любят, так тобой интересуются, а потом вдруг раз — зайдут с тыла, с черного хода, и вот уже вам герой на блюдечке с голубой каемочкой. Во всей своей красе или даже низости. Со всеми своими комплексами и достоинствами. С черными мыслями, которые как бы сами собой выходят из их подсознания, и с добрыми намерениями, которыми они не кичатся. Получается человек в формате 3D, в объеме, крупным планом. Для тех, кто понимает и чувствует.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27133 от 24 июня 2016

Заголовок в газете: Ни слова о футболе!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру