По словам первого зампреда думского Комитета по транспорту Виталия Ефимова, пока «закона как такового нет, обсуждать нечего, всем все и так ясно». Документ сырой и сейчас представляет собой скорее «проект законопроекта». Несмотря на то что на заседании Госсовета в Ярославле Владимир Путин подчеркнул необходимость закона, направленного на организацию безопасного дорожного движения, в творении правительства есть ряд статей, не влияющих на эту самую безопасность, заметил Ефимов, имея в виду и платные меры. «Накала быть не может, Комитет по транспорту такие инициативы не пропустит», — резюмировал член фракции «Единая Россия», бывший министр транспорта РФ.
Однако с этим не согласился его коллега по ГД из КПРФ, член Комитета по вопросам собственности Владимир Родин: «Хочу, чтобы люди не обманывались. Все, на что хватило смелости нынешним парламентариям, — не исключить скандальную статью, а передать законопроект новой Госдуме». (Впрочем, на это Ефимов парировал, что процедурно их комитет не имеет возможности исключать какие-либо пункты из законопроектов, а сделать это сможет лишь специальная рабочая группа.)
Родин также назвал проект платного въезда в городах «отъемом денежной массы» и «шельмованием» населения. Он напомнил, как вводилась плата за парковки в Москве, и что люди не особо протестовали, слушая доводы о загруженности в пределах Бульварного кольца, но оглянуться не успели, как паркоматы добрались до МКАД, и похожим сценарием грозят любые эксперименты с платным въездом. Стоит дать легитимную основу для поборов с населения — и чиновники уже не остановятся. «Зачем ссылаться на международный опыт?! Лучше бы организовали народу давно обещанные 25 тысяч высокотехнологичных рабочих мест, чтобы было из чего платить разные взносы, как в Европе», — использовал один из главных контраргументов Родин.
С тем, что платный въезд в Москве — дело времени, по сути, солидарен и руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «То, что платный въезд появится — 100%. Просто никто не хочет брать на себя ответственность. Избиратели вряд ли проголосуют за тех, кто им преподнесет такой «подарок», поэтому авторы идеи остановились на уже опробованной схеме. Так было с транспортным налогом. Законодательная и исполнительная власть в итоге как бы дистанцируются и передадут право принятия решений чиновникам на местах. Это уже потом прокуратура будет разбираться, откуда у глав регионов золотые ручки и часы».
Канаев подчеркнул, что если бы речь шла именно об организации дорожного движения, а не о сборе средств с автовладельцев, которые теперь, видимо, рассматриваются как основной «имущий класс», то можно было бы использовать для ограничения въезда транспорта другие, не финансовые меры — запрещающие знаки с указанием времени, экологические стандарты и т. д. «Надо понимать, что, например, в Москве ввести платный въезд сейчас технически реально только по границе МКАД, — обратил внимание Канаев. — Там есть хотя бы перехватывающие парковки».
Лидер профсоюза водителей Александр Котов перефразировал ВВП: «Хватит кошмарить народ!» По его словам, перестройка началась с ввода платы за туалет — платы на то, отчего люди не смогут отказаться, и эта политика продолжается в полной мере. Котов пригрозил, что при принятии подобных мер очередных волнений не избежать («противостояние дальнобойщиков длится полгода и не закончилось») и предрек новый виток роста цен, поскольку грузоперевозчики, как и владельцы пассажирского транспорта, неизбежно постараются возместить свои издержки.
Между тем старший научный сотрудник Центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин (эксперты вышки известны как активные участники разных транспортных инициатив) отметил, что платный въезд — это крайняя мера, и в Москве, безусловно, надо провести серьезную научную работу на предмет резервных ресурсов (строительство связок между дорогами, путепроводов, подземных паркингов и пр.), но сама инициатива взята не с потолка, а по примеру Сингапура, Лондона, Милана, Стокгольма...
При этом в отдельном комментарии для «МК» Павел согласился, что хотя, безусловно, ввод платного въезда в городах несет в себе политические риски для руководителей, которым предстоит переизбрание, и это обстоятельство не позволит широко распространить практику по России, но на уровне федерального законодательства такая возможность у местных властей, вероятнее всего, появится. Более того, Зюзин уточнил, что еще в прошлом году им поступил запрос от Минтранса Татарстана о проработке концепции платного въезда в центральный район Казани, возле Кремля. «Не везде эта тема обсуждается так эмоционально, как в Москве», — подчеркнул Зюзин.
На вопрос, означает ли инициатива с платным въездом, что платные парковки не оправдали возложенных на них «антипробочных» надежд, собеседник ответил: «Платные парковки направлены на регулирование чрезмерного скопления статичного транспорта, а платный въезд должен регулировать движущийся транспорт на полосах».
Отличная формулировка! Но, может, это только мне кажется, что столичный дептранс рапортовали о «росте средней скорости на вылетных магистралях города», в том числе благодаря платным парковкам?! Что ж, по крайней мере, теперь ясно, в каком направлении будет идти обоснование необходимости платного въезда, пусть пока власти и всячески открещиваются от него.