В православном диптихе упоминаются 14 автокефальных поместных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая. Россия признает также Американскую православную церковь, которая в диптих не входит и на Вселенский собор приглашена не была.
Сербская, Болгарская, Грузинская и Антиохийская церкви уже отказались об участия в соборе, причем их предлоги выглядят надуманными. Скажем, грузинских священников не устроил порядковый номер, под которым перечислена их церковь (РПЦ традиционно считает себя пятой, а грузинскую ставит шестой, в константинопольском же списке грузины числятся девятыми). Антиохийская церковь сослалась на спор с Иерусалимской по поводу юрисдикции в Катаре. Претензии сербов и болгар тоже выглядят странными.
Свой аргумент предъявила и наша церковь. Собор должен был пройти в Константинополе, и РПЦ отказалась туда приезжать из-за напряженных отношений России и Турции. В итоге мероприятие перенесли на Крит, лишив РПЦ благовидной возможности избежать участия в Соборе.
Почему же православные церкви стремятся избежать столь долгожданного события?
— Необходимости в проведении Вселенского собора я не вижу, — сказал «МК» Всеволод Чаплин. — Но его проведения уже 60 лет добивается Константинопольский патриархат, который, достаточно широко трактуя каноническую литературу, пытается придумать для себя координирующую роль в мировом православии и действует в интересах западных элит. Источник его финансирования — американские и европейские структуры. Они через координацию православных церквей стремятся к созданию своего рода «православного евросоюза», основные решения которого принимались бы в Константинополе. Эта игра придумана не нами, и я боюсь, что мы в ней всегда будем проигрывать, если не попытаемся изменить правила.
— А зачем же мы тогда участвовали в подготовке Собора?
— Чтобы держать руку на пульсе, брать слово в процессе выработки правил.
А причин недовольства будущим Собором две (если не считать формальных, наподобие рассадки).
Первая. Ведомый Западом Константинополь хочет принять обязательный для всех православных документ о взаимодействии с другими церквями. Документ выполнен в стилистике восторженного экуменизма 60-х годов прошлого века. Нас призывают вести диалоги, перенимая опыт, с католической церковью, которая все больше подстраивается под идеологию потребительского общества и безразличия к истине, с протестантскими церквями, которые «заключают на небесах» однополые браки, с древними восточными церквями и т.д. То есть нас призывают «размывать» основы христианского учения. Этот документ стремится включить православный мир в деятельность Всемирного совета церквей и встроить его в современный Запад. Сегодня православие играет самостоятельную глобальную роль в мировой цивилизации, является мозговым центром для оформления нового видения мира (включая экономическое и политическое устройство). Нам предлагают раствориться в общем котле западной культуры и утратить свою уникальную роль.
Второй документ дает Константинополю право проводить жесткую диктатуру в православном мире...
— А православный мир не хочет иметь своего «папу константинопольского»...
— До Папы Римского предстоятелю Константинопольской церкви далеко, он держится только на западной финансовой и политической поддержке, а авторитета не имеет. Поэтому его беспардонная попытка управлять православным миром и натолкнулась на такое сопротивление. Папский сценарий, я думаю, Собор не примет, но разговор на эту тему будет неприятен, и не все хотят в нем участвовать.
— Почему предстоятели автокефальных церквей не говорят обо всем этом, а называют формальные поводы для неучастия в Соборе?
— Они только что (22 января 2016 года. — Авт.) на встрече православных церквей в Шамбези подписали документ о созыве Собора и о документах, которые предстоит принять, и теперь отыгрывать назад очень сложно.
— А зачем подписывали, если эти документы для них неприемлемы?
— По старинке подумали, что если церковные дипломаты и бюрократы всех автокефалий договорились, то все уже продумано и сделано. А когда стали читать, что подписали, — ужаснулись.
— Вселенский собор может поспособствовать или помешать расколу РПЦ на Украине?
— Константинополь уже много лет нас пугает (либо прямо, либо намеками) расколом православных на Украине. РПЦ постепенно выдавливают с Украины, принимаются законы, ограничивающие права нашей церкви, некоторые храмы перехватываются, и периодически звучат призывы отнять все остальные храмы и монастыри. Но просто нужно понимать, что ни Константинополь, ни Вселенский собор не признают так называемую Украинскую православную церковь в качестве автокефальной. Поэтому украинским раскольникам хорошо бы знать, что Константинопольский патриархат не заинтересован в том, чтобы украинские православные имели самостоятельность. Поэтому, если украинская церковь выйдет из Московского патриархата, то она войдет в Константинопольский. И на долгие века попадет в унизительную зависимость. Константинополь хочет, но не может установить диктат над православными всего мира. А над украинцами — и хочет, и сможет.