— Насколько сложна у нас процедура признания зарубежных документов об образовании?
— Если документ подлинный, соответствует всем требованиям российского законодательства, правильно легализован и переведен на русский язык, а данный уровень образования и специальность имеют аналоги в нашей стране, все достаточно просто. Заявка подается в Главэкспертцентр, через наш портал или портал госуслуг, а продолжительность процедуры зависит от документа об образовании и международных соглашений в сфере признания.
— А какие бывают варианты?
— Их три. Первый самый простой: если документ об образовании выдан в одной из 70 стран, заключивших с нами межгосударственное соглашение о взаимном признании дипломов, процедура максимально упрощена и предусматривает проверку подлинности документа и наличия национальной лицензии и аккредитации у выдавшей его организации. Мы даем информационное письмо, и человек идет работать или учиться. Второй вариант: автоматическое признание дипломов ведущих университетов мира. В их ежегодно утверждаемый перечень включаются вузы, одновременно входящие в топ-300 позиций трех ведущих мировых рейтингов (на сегодняшний день их более 200). В этом случае мы подтверждаем и дипломы о высшем образовании, и ученые степени. Ну а для документов об образовании, не входящих ни в одну из этих двух групп, предусмотрен третий путь — признание на основе экспертизы. Тут требуются особые знания экспертов, при этом самая тщательная экспертиза проводится для признания профессий, связанных с человеком и его безопасностью, — медиков, педагогов, летчиков. Так, медицинские работники после нашего признания обращаются в Росздравнадзор для получения профессионального допуска, летчики — в Росавиацию, где, как и в Росздравнадзоре, им надо сдать профэкзамены для получения допуска к полетам.
— Сколько времени занимает подтверждение?
— В первом и во втором случае — максимум неделя, хотя срок по регламенту — 45 дней. Правда, если в документах есть неясности, мы делаем запрос, и тогда срок продлевается до 90 дней. Но обычно этого не требуется, так что речь идет о нескольких днях. Признание через экспертизу — дольше. Но если документы в порядке, это не более 30 дней. Времена, когда люди годами ждали признания, миновали! Россия является участником так называемой Лиссабонской конвенции, определяющей подходы к признанию иностранного образования, которую подписали 57 стран. В соответствии с ней мы получили статус Национального информационного центра по решению Правительства России, став частью единой европейской сети таких национальных центров — ЕНИК-НАРИК.
— Сколько стоит признание диплома в Главэкспертцентре?
— Два первых пути — абсолютно бесплатные. Если же потребовалась экспертиза, то уплачивается госпошлина. С 2015 года она составляет 6,5 тыс. руб.
— Почему же Интернет забит предложениями частных фирма предоставить те же услуги за деньги? Это что, мошенники?
— Отчасти это остаточные явления негативного ореола, когда признание было долгим и сложным. Теперь механизм работает как часы: все отлажено, быстро и зачастую бесплатно, как, скажем, документ об отсутствии необходимости нострификации, который мы делаем за несколько дней. Частник же просит за его оформление 15 тыс. руб. и два месяца! Свою работу, может, он и сделает, но возьмет с клиента за посредническую деятельность, а за информацией все равно придет к нам. А бывает и хуже. В прошлом году, например, к нам обратилось посольство Малайзии в связи с потерей посредником оригинала документов клиента. Это огромная проблема для заявителя, ведь в ряде стран дубликаты документов об образовании получают годами, а в некоторых, как, скажем, в Турции, дубликатов не выдают вообще — только справки об утере! Так что лучше не рисковать. Не платите лишних денег и не бойтесь процедуры! Тем более что по всем вопросам можно проконсультироваться у нас по телефону или онлайн — только за 2015 год мы оказали 52 тысячи консультаций!
— Нострификация, как я поняла, — это признание зарубежного диплома в нашей стране. А в чем разница между признанием, легализацией и подтверждением документов об образовании?
— Легализация — это подтверждение подлинности диплома в стране, где он был выдан, это консульское заверение подлинности документа. Либо упрощенный вариант — проставление специального штампа–апостиля. Например, российские документы об образовании заверяют апостилем органы управления образованием регионов. Возможен и полный отказ от легализации: например, для стран СНГ ее отменяет Минская конвенция. Что же касается признания диплома, то его цель — определить уровень образования заявителя и права, которые этот уровень дает в другой стране: продолжение обучения или профессиональные права. При этом в России диплом признается, лишь если у нас есть аналог специальности, по которой учился заявитель. К примеру, Рособрнадзор не может признать диплом по направлению подготовки «исламский шариат». Часто обращаются с дипломами, связанными с религиозной подготовкой, или, скажем, в России не предусмотрено заочное медицинское образование…
— Неужто есть страны, где медиков учат заочно?!
— Есть. Например, в США — по дистанционной форме обучения.
— Надеюсь, на работу мы врачей с такими заграндипломами не берем?
— Нет. Самое сложное признание — медицинских специальностей, потому что системы подготовки врачей кардинально отличаются в разных странах. У нас тоже оправданный жесткий подход. Например, к нам приезжают бакалавры медицины с 4-летним сроком обучения. По нашим стандартам врач учится 6 лет и затем поступает в ординатуру (интернатуру). Поэтому бакалавра медицины мы не можем признать на уровне высшего образования, но предлагаем альтернативное признание: фельдшер, сестринское дело либо продолжение обучения в нашем медицинском вузе. По крайней мере, стараемся предложить человеку вариант решения.
— По каким еще причинам вы отказываете в признании дипломов?
— Например, если есть разночтения в датах и номерах между дипломом о высшем образовании и вкладышем с перечнем сданных предметов, любые помарки, исправления, неточности. В этих вопросах надо быть предельно внимательными: такой документ может быть фальшивым.
— А были уже фальшивые дипломы в этом году?
— А как же! Особенно этим грешат страны СНГ: рисуют, клеят, вырезают — стараются вовсю…
— А политика в вопросы признания дипломов вмешивается? Особенно сейчас, в разгар международного политического кризиса и санкций?
— Удивительно, но гуманитарное сотрудничество, образование — самое устойчивое. В нашей сфере — настоящий прорыв: в 2015 году, в самый разгар кризиса, можно говорить о четырех новых межгосударственных соглашениях. С Францией подписано соглашение о взаимном признании дипломов и ученых степеней; вступило в силу соглашение с Сербией от 2013 года; парламент Италии ратифицировал соглашение от 2009 года; на очереди — подписание согласованного соглашения с Кипром. Это значит, что в России граждан этих стран, а у них — россиян будут брать на работу и учебу без излишних процедур и экспертиз.
— Сколько дипломов вы признаете в год?
— В 2014 году было признано более 12,8 тысячи (4675 документов о среднем образовании, 3992 — о среднем профессиональном и 4173 — о высшем). В 2015-м их было уже более 14,8 тысячи (5108 — о среднем, 4522 — о среднем профессиональном и 5234 — о высшем). И на первом месте — более трети всех, кто едет работать в Россию, — медицинские работники.
— Почему? Что нам, своих не хватает, что ли?
— Наверное, не хватает. Зайдите в обычную московскую поликлинику — и вы увидите интернациональный медицинский коллектив. Много приехало врачей с украинским дипломами в 2014–2015 годах, с хорошим опытом работы, бежавших от войны: Рособрнадзор даже заключил отдельное соглашение с Росздравнадзором для оптимизации процедуры. Граждан СНГ привлекают у нас гарантированные сравнительно высокие зарплаты и востребованность: врачи-специалисты, педиатры, фельдшеры и медсестры в сельских районах, в первичном звене требуются всегда.
— По какой стране у ваших экспертов больше всего работы?
— По Узбекистану: в 2014 и в 2015 гг. треть всех поступивших заявлений — более 5 тыс. — поступила именно оттуда. Оно и понятно: эта страна — единственная в СНГ, с которой у нас нет соглашения о признании документов об образовании. Но въездной поток абитуриентов и специалистов это не сдерживает. На втором месте — Украина. Достаточно много заявок из Великобритании и США — как правило, от наших соотечественников, которые там учились в школах или вузах.
— Не думаете начать подтверждение сертификатов дополнительного образования? Обучение через всю жизнь сейчас — главный мировой тренд!
— Не только думаем, а в 2014 году уже выдали первые такие свидетельства. Проблема лишь в том, что зарубежные трудно сопоставлять с отечественными. Но там, где есть федеральные государственные требования, как, скажем, в допобразовании по психологии, экономике и управлению, мы их выдаем.